Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста

Нина Волох
Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста

Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности:

I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.

Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организации активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет.

На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.

На этом этапе происходит усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Детей необходимо подводить к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Чем больше в словаре ребенка синонимов и антонимов, тем богаче выразительные возможности языка.

Восприятие какого-либо живого объекта во всем его многообразии (а не восприятие опосредованное, через изображение — игрушку, картинку, слово) в дошкольной педагогике обозначается термином «непосредственное наблюдение». Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детских садах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (одежды, посуды, овощей и т. д., наблюдениях за каким-нибудь процессом (труд взрослых, уличное движение, кормление животного и т. п.).

При ознакомлении с новым объектом практикуется распознающее наблюдение, направленное на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром. В процессе такого наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения детей: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные (тактильные и температурные, кинестетические.

Восприятие сопровождается работой мышления ребенка: создается суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами. Процесс наблюдения сопровождается речью воспитателя и детей, существенное в воспринимаемом обозначается словами.

Одна из существенных задач руководства наблюдением детей — обучение их планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой. Важно научить детей применять различные способы познавательной деятельности, способы обследования предмета (практические действия, сравнение с известным, пробы — эксперименты, вопросы взрослому и др.). На фоне этой познавательной деятельности осуществляются и словарные задачи — преднамеренное введение новых слов, закрепление знакомых.

Готовясь к организации какого-либо наблюдения, воспитатель отбирает из программы ознакомления с окружающим необходимый для одного занятия круг сведений, а также слова, которыми дети должны овладеть в процессе наблюдения. Записывая программу занятия в своем календарном плане, он намечает лишь наиболее характерные, трудные для детей слова, которые будут использованы. Например, в старшей группе экскурсии по улице могут проводиться с разной целью, в зависимости от этого подбирается и словарь для обогащения речи детей: при рассматривании зданий — балкон, подъезд, витрина, арка, многоэтажный; при наблюдении за уличным движением — тротуар, мостовая, посередине, справа, слева.

Начало занятия — важнейший его этап, который должен проходить в спокойной обстановке. Это нужно учитывать и при проведении занятий, связанных с выходом за пределы групповой комнаты (экскурсия, осмотр помещения). Неправильно сообщать цель занятия на ходу, когда дети одеваются или выходят из детского сада, так как внимание их в это время не собрано и слышат воспитателя не все.

При первоначальном восприятии объектов нужно дать детям небольшую паузу для свободного созерцания, для обмена первыми, часто непроизвольными репликами. Затем педагог приступает к активному руководству наблюдением.

Часто во время экскурсии дошкольники знакомятся с предметами на расстоянии. Поэтому здесь особенно велико значение речи воспитателя: нужно точнее и чаще употреблять обозначения величины, пространства (улица широкая, по краям — деревья, аллея прямая, вдали пруд, направо от детского сада — перекресток и т. п.).

На протяжении всего занятия педагог применяет различные приемы словарной работы.

Для того чтобы восприятие дошкольников было более точным, следует привлекать детей к активным действиям по обследованию объектов. Например, чтобы нагляднее представить величину грузовика, малыши берутся за руки и окружают его; чтобы отметить высоту колес, они поднимают руки вверх, дотягиваются до кузова. При обозначении длины дети производят движения рукой слева направо вдоль предмета, при обозначении высоты — снизу вверх. В восприятии формы также широко применяются способы обследования: обведение контура руками, обхватывание предмета, скольжение рукой по поверхности, прокатывание. Это позволяет дифференцировать восприятие, вводить в словарь детей слова на основе точного соотнесения их с познаваемыми качествами («Этот коврик круглый, у него нет уголков»). В дальнейшем самостоятельное использование ребенком в активной речи слов, обозначающих качества и свойства предметов, является показателем высокой сенсорной и речевой культуры.

Полезно связывать наблюдение с практически необходимым, жизненным делом — это усиливает интерес детей, например не только посетить библиотеку, но и записаться в нее по всем правилам и взять для чтения первую библиотечную книгу (подготовительная к школе группа).

Для ознакомления с предметным миром В. И. Логинова выделяет следующие три группы занятий:

1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;

2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;

3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе следует запланировать несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.

Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание и т. п.). У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, ударить и послушать звук).

Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. Например, детям показывают куски ткани, которые они внимательно ощупывают и осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей его шьют на швейной машине. На следующих занятиях дошкольникам предлагаются сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала (кукольное платье из ткани и бумаги; бумага плотная и рыхлая). На этих занятиях широко используются приемы сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.

Наиболее интересна предложенная В. И. Логиновой методика занятий третьего типа. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия чаще протекают в игровой форме с большим количеством наглядного материала (предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками, и предметы близких видов). Важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных (Как вы узнали чашки? Почему не взяли стакан, бокал? Чего здесь нет? Да, у чашек есть ручки, вот как вы их узнали).

Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Специфичен подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко различающихся по несущественным признакам (грузовик, самолет, пароход, автобус, велосипед, и несколько видов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток, кресло). Такие занятия имеют особую структуру:

1) краткое рассматривание трех-четырех видов, выделение уже известных детям признаков (последовательное рассматривание изображений грузовика, самолета, парохода). Уточнение вопросов: для чего нужна машина? Кто ею управляет? и др. ;

2) работа над понятием. Отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих трех предметов? Что общего? Обобщение воспитателя и сообщение нового слова: "Все, что служит для перевозки людей и груза, называется транспортом". Дети могут повторить это слово и ответить на вопросы: как можно узнать, что это транспорт? и др;

3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. Дети классифицируют картинки, отбирая группу «транспорт», и мотивируют свой выбор.

Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференцировки понятий. Первая часть на этих занятиях может быть опущена, но сохраняются выделение существенного признака и подведение под понятие (транспорт — наземный, воздушный, пассажирский, грузовой и т. п.).

Ознакомлению дошкольников с окружающим и обогащению их словаря способствует и другой метод — показ картины, мало знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя — объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину. Конечно, по ходу связного рассказа педагога о содержании картины встречаются и обращения к опыту детей, приемы активизации слов, уже известных им. Для сравнения отметим, что в другом методе — рассматривании знакомых детям картин — преобладают речь детей, их ответы на вопросы педагогов.

Среди картин для детских садов есть такие, тематика и содержание которых могут быть мало знакомы детям, проживающим в городе или же в сельской местности, и рассматривание которых требует более подробных объяснений взрослого, например для городских детей картины о сельской жизни («Ледоход», «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами» и т. п.). Дети обогатят свой словарь, относящийся к видам транспорта, благодаря картинам «Радостная встреча», «У пристани» и др. Им станут понятны слова перрон, вокзал, станция, рельсы, пассажирский вагон, багажный вагон, пристань, палуба и т. п.

В таком занятии есть элементы и закрепления сообщаемого словаря, и активизации известных детям слов, так как эти картины чаще всего сюжетные, изображающие людей, действия и состояния которых понятны ребенку.

В дошкольной педагогике и методике изобразительной деятельности установлен перечень репродукций, доступных детям дошкольного возраста.

Репродукциями украшается помещение. Их раздают детям для самостоятельного рассматривания, обогащения их эстетических впечатлений. На занятии ребенок учится правильно рассматривать картины и понимать их содержание, характер и средства изображения. Предварительно воспитателю необходимо самому очень внимательно рассмотреть картину (если можно, посмотреть ее в подлиннике в картинной галерее); наметить, с чего начать показ картины, какие слова подчеркнуть, о чем спросить самих детей.

После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

Для обогащения словаря большой эффект имеют также следующие методы: показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений.

Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо, сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения. Иначе нарушается закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова, а не только запоминания его звуковой оболочки.

Публикации по теме:

«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация) Как известно, для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали, что им читают. Понимание обусловлено.

Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Вступительное слово:Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические.

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного возраста «В гостях у Мишутки» Конспект в раннем возрасте «В гостях у Мишутки» Задачи: 1. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям; 2.

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности.

Организация занятий по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста в форме пленэраОрганизация занятий по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста в форме пленэра Весна, лето - удивительная пора! Для детей эти теплые, солнечные дни- особый период, когда можно не только вдоволь нагуляться, окрепнуть,.

Перспективный план занятий по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план занятий по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста на 2017-2018 уч. год ТМБ ДОУ «Забава» № Раздел Тематика занятия.

Презентация «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью.

Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Содержание Вводная.

Совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ" ОГЛАВЛЕНИЕ.

Тематический план занятий на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста Занятия Цели Наименование форм работы и упражнение 1. Будь смелым Блок 1 Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
Автор публикации:
Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 17:10
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября — Международный день конфет. Фотоотчёт о проведении сладкого праздника
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...