Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство»

Ирина Ганагина
Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство»

Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта

"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"

Организованная образовательная ситуация

Тема: «Гончарное мастерство»

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с районами Кубани, где занимаются гончарным ремеслом.

• Сформировать у детей интерес к кубанским ремеслам.

Развивающие:

• Развиватьу дошкольников эстетические качества.

• Формировать и закреплять умения различать глиняные предметы обихода, знать их назначение, свойства и качества.

• Формировать умение ориентироваться на карте Краснодарского края.

• Закрепить приемы лепки и обработки изделий из глины.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к культуре и традициям кубанского народа

• Воспитывать интерес к профессии гончара.

Оборудование : Карта Краснодарского края, значки, изделия из глины, кроссворд, кувшин с водой, видеофильм «гончарное дело», стаканы для опыта,.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Ребята! Если вы хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить, то отгадайте загадки.

В земле я родился,

В огне закалился.

(Горшок)

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(Гончар)

2. Актуализация

Перед вами кроссворд, предлагаю его разгадать и узнать, что здесь зашифровано.

- Назовите правильно это изделие? (горшок)

-После чего глиняное изделие не пропускает воду. (обжиг)

- Какой материал применяют для изготовления керамической посуды? (глина)

- Часть сосуда за которую его держат? (ручка)

- Материал, которым покрывается глиняная посуда для большей прочности? (глазурь)

- Название этой глиняной посуды? (крынка)

- Назовите профессию людей, которые изготавливают керамические изделия. Это … гончар.

3. Затруднения в ситуации

- Итак, мы сегодня будем говорить о гончарах и гончарном ремесле. Вы можете об этом рассказать? (нет)

- Тогда если вы не против, я расскажу об этом. Более десяти тысяч лет тому назад были изготовлены первые горшки. Люди занимались земледелием и для хранения зерна плели большие корзины. Но зерно высыпалось через щели в корзине и кто – то придумал смазать мокрой глиной внутреннюю часть.

Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появился на свет первый глиняный горшок.

Посмотрите внимательно на карту Краснодарского края.

- Назовите территорию, которую вы видите на карте. (Краснодарский край, Кубань)

Воспитатель:

- На Кубани казаки испокон веков занимались земледелием и различными ремеслами. Одним из них было гончарное. Давайте вместе с вами отметим на карте районы, которые славятся своим гончарными изделиями.

Назовите способы изготовления глиняных изделий и их обработку. (Не знаем)

Как мы можем это узнать? (спросить у того, кто этим занимается - гончара)

Просмотр фильма «Гончарное дело»

Гончарное производство требует трудолюбия, фантазии. Давайте с вами вспомним, как изготавливаются глиняные изделия. (Лепка, сушка, нанесение узора, обжиг, покрытие глазурью)

- Я хочу показать вам изделие, потрогайте и скажите, какую обработку оно уже прошло?

(лепка и сушка)

- А как вы это определили? (изделие серое, нет узора)

-Давайте рассмотрим следующее изделие, что в нем изменилось? (цвет изменился, имеется узор).

- Знаете ли вы, чем наносится узор на изделия? (кистью, пальчиком, гребешком)

- Какой глиной наносят узор на керамических изделиях? (жидкой, белой и цветной глиной)

- Назовите элементы, которые составляют узор? (кружки, полоски, точки, мазки, линии, завитки)

- По какому признаку вы определите, какую обработку прошло вот это изделие? (обжиг определяется по цвету черепка – он красно-коричневый, по звуку – звонкий)

- А еще после обжига глиняное изделие становится влагостойким и узор не размазывается. Давайте проверим.

- Что сделали мастера с этим сосудом? (кроме обжига покрыли глазурью)

-Это последний этап, который используют гончары для изделий.

-Какие свойства приобретает сосуд после покрытия глазурью? (становится гладким и блестящим)

- Итак, мы с вами определили, что глиняные изделия после обжига и покрытия глазурью становятся красивыми, гладкими и прочными. Они не боятся воды и огня. В них можно наливать жидкость, ставить в духовку или печь.

3. Открытие нового и включение в ситуацию

Ребята, вы хотите проверить, верный ли вывод мы сделали? Тогда, давайте проведем опыт и убедимся в этом. Перед вами стаканы. Найдите вылепленные и высушенные стаканы и обожженные и покрытые глазурью, налейте воду и проверьте, что же произойдет, какой из стаканов не пропускает жидкость. Давайте оставим их на некоторое время, а пока давайте вспомним народные пословицы и поговорки о гончарном мастерстве. (дети называют)

- Молодцы. А теперь вернемся к опыту.

Что случилось со стаканами?

- (стакан, вылепленный и высушенный, размок, а тот, а с тем, который был обожжен и покрыт глазурью, ничего не случилось.)

Какой вывод вы можете сделать?

4. Осмысление

Вам понравилось наше занятие?

Что было для вас самым интересным? Что нового узнали? О чем расскажете своим родителям?

Публикации по теме:

Интегрированная организованная образовательная деятельность «Расцвели одуванчики» Интегрированная организованная образовательная деятельность «Расцвели одуванчики» с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи.

Организованная образовательная деятельность «Число и цифра 6» Открытый показ организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области: «Познание» с интеграцией областей:.

Организованная образовательная деятельность «Я и моя семья» в средней группе Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность «Клоун в гостях у детей» Дети сидят на ковре. Воспитатель в костюме клоуна входит в группу с мешком в руках. Клоун: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки.

Организованная образовательная деятельность по математике в старшей группе Организованная образовательная деятельность ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Закрепить счет в пределах 10-ти. 2. Сравнивать.

Организованная образовательная деятельность по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» Цель: 1. Закрепить знание детей об опасностях на дорогах,повторить правила дорожного движения; 2. Закрепить знание сигналов светофора,их значение;.

Организованная образовательная деятельность «Поможем Деду Морозу»Организованная образовательная деятельность «Поможем Деду Морозу» Цель:-формирование элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности. Задачи:-закрепить название геометрических.

Организованная образовательная деятельность по физкультуре на прогулке «Три поросенка» Цель:! Упражнять детей в подбрасывании мыча и ловле его двумя руками. Учить выполнять ритмическую гимнастику. Закрепить знание сказки "Три.

Организованная образовательная деятельность «В гости к бабушке Арине» Цель: • закреплять представления детей об условиях выращивания и способах ухода за растениями; Задачи: • расширять представления об уходе.

Организованная образовательная деятельность в младшей группе «Мы в лесу» Образовательные области: 1. Познание 2. Социализация 3. Коммуникация 4. Труд 5. Чтение художественной литературы 6. Здоровье 7. Художественное.

Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство»
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 20:06
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты»...
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты» Эпиграф «Все работы хороши выбирай на вкус» Общая цель: Закреплять...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые...
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть вторая «Март не...
Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П....
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1
Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся...
Конспект урока математики в 6 классе «Умножение рациональных чисел»
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел....