Получи документы

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Горы Южного Урала»

Галия Нигаматова
Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Горы Южного Урала»

Основная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные : познакомить с Уральскими горами; их очертанием, природным окружением., умение выполнять действия

Развивающие: развивать пространственное мышление, познавательный интерес к объектам неживой природы; формировать умение ориентироваться по карте.

Публикация «Организованная образовательная деятельность в старшей группе „Горы Южного Урала“» размещена в разделах

Воспитывающие: воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности, навыки культуры общения и поведения, бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: чтение эпоса Урал батыр, рассматривание камней в аквариуме, на улице.

Материал: камешки разной величины, карта России, карта Башкортостана.

Форма работы: игропластика «Давайте порадуемся»; отрывок эпоса «Урал батыр»; беседа; музыка; стихотворение С. Юлаева; показ слайдов; подвижная башкирская народная игра «Медный пень»; опыт с камнем; дидактическая игра «Узнай по звуку»; работа с картой России; физминутка, рисование

ТСО: мультимедийное оборудование.

Ход:

Игропластика «Давайте порадуемся»

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель:

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро! Скажут все дети» (берутся за руки).

Воспитатель:

Представьте себе, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту, с которой можно обозревать различные уголки нашей замечательной республики. Мы увидим, что поверхность территории края разнообразна. На востоке высятся горы Южного Урала. На западе наибольшую по площади часть Башкортостана занимают равнины. Равниной является и небольшая полоска к востоку от Южного Урала до границы республики. (Показ слайдов)

(За дверью раздается стук)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кажется, за дверью кто-то есть. Сейчас пойду и посмотрю.

Воспитатель:

Что за гость пришел сюда?

Отгадайте вы, друзья.

(воспитатель читает эпос «Урал-батыр»)

Ата-с, ер-ыуы

айа тороп алыуын

ре л онотан, ти;

Икн-ик шул ер

Башлап мер иткн, ти.

Тора-бара ул ик

Ике уллы булып киткн, ти:

Шлгн булан олоо,

Урал булан кесее;

Бтн кеше крмйсе,

Тик йшгн дртее.

Дети: Урал-батыр

Урал батыр (за него говорит воспитатель)

Отгадали, это я!

Рад я встрече, детвора.

(рассказывает легенду, сопровождая показом на слайде)

Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс оказался на землю. От холодного Карского моря на севере до Каспийского моря на юге. Так, согласно легенде, образовались Уральские горы. В переводе с башкирского языка Урал означает пояс. (Просмотр Уральских гор на карте России)

Урал- удивительный край, славящийся своими полезными ископаемыми, разнообразной растительностью, зверьем и птицей; край, который воспевали простой люд,писатели, поэты и прошлых веков, и настоящего времени. Мы живем в Хайбуллинском районе, где добывают цветные металлы, медную руду.

Чтение стихотворения С. Юлаева

Голубые небеса,

Реки, рощи и леса,

Всюду птичьи голоса,

Благодатный мой Урал!

Ты и родина моя,

Ты любовь и жизнь моя,

Ты печаль и песнь моя,

Благодатный мой Урал!

Я стада твои люблю,

Я луга твои люблю,

Я снега твои люблю,

Благодатный мой Урал!

Звучит песня об Урале

Урал батыр : Уральские горы имеют древний возраст. Вода, ветер, солнце и мороз разрушили когда-то величавые вершины. Поэтому они невысокие, склоны покрыты деревьями разных пород. Хребты Южного Урала располагаются почти параллельно друг другу. Горные массивы носят звучные названия: Ямантау, Большой Иремель, Машак, Зигальга и др.

(Показ слайдов с горными массивами)

Самая высокая вершина Южного Урала – гора Ямантау (1640 км).

Дети: Что означает в переводе с башкирского языка ее название?

Урал батыр. Недаром, видимо, эту горную вершину местные башкиры называли «дурная гора». Здесь часто дуют холодные ветры, идут дожди,постоянны туманы. Кругом труднопроходимая тайга, буреломы. Места безлюдные, настоящая глухомань. Жители раньше боялись даже подниматься на эту гору. Дикая неповторимая красота горного пейзажа!

(Слайд показ горы Ямантау)

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

Цель: сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Урал батыр. Природа здесь меняется с высотой. На нижней части склонов Ямантау растут осины, березы. Выше появляются ели и пихты. Леса постепенно сменяются горными лугами вперемежку с россыпями камней.

Опыт с камнем

Урал батыр : Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Дети: Твердый, жесткий, крепкий.

Урал батыр : Камень-это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы детей)

Урал батыр : А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Дети: Нет, нельзя.

Урал батыр : Делаем вывод: воздух- не твердое тело.

Физминутка

Ветер дует с высоты.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы (Наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе. (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора. (Дети садятся)

Урал батыр : Еще выше- горная тундра, представленная в основном мхами и лишайниками. Одним из загадочных мест нашей планеты можно назвать гору Ямантау. В настоящее время здесь действует санаторий, в котором лечатся жители не только нашей республики, но и других краев.

Урал батыр Давайте мы с вами поиграем в башкирскую народную игру «Медный пень» (Бакыр букан)

Подвижная башкирская народная игра «Медный пень» (Бакыр букан)

Цель: развитие внимательности, наблюдательности, организаторских способностей; воспитание у игроков чувства товарищества.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Ход игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стулья.

Под башкирскую народную мелодию водящий – покупатель – двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы изображая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и говорит хозяину:

Я хочу у вас спросить:

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг: встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова «Раз, два, три-беги! Разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Урал батыр : А как местные жители называют ваши холмы, которые имеются около нашего населенного пункта с. Первомайское? (показ слайдов)

Дети: «Кунакай тау», «Бакр-тау» (медная гора, «Балта-тау», «Таш-тау».

Урал батыр : Старые названия природных объектов, как ключики к дверям, помогают открыть месторождения полезных ископаемых. Очень много на карте нашей республики названий, которые указывают на наличие где-то здесь рядом полезного ископаемого.

Урал батыр : Кто хотя бы однажды побывал на горе, навсегда запомнит эту сказочную красоту. Вот и подходит наше путешествие к концу. Ребята, давайте вспомним, о каких горах мы сегодня узнали?

Дети: О горах Южного Урала, о величественных горных вершинах.

Звучит песня об Урале

Урал батыр : А теперь под музыку мы отразим свои впечатления в рисунках Вот мы оказались в горах Южного Урала, представим красоту этих гор.

Посмотрите, что у нас лежит на столе (альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, баночки с водой) Мы будем рисовать горы. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Дети. Нужно сильно постараться.

Самостоятельная деятельность детей.

Под музыку дети дорисовывают. По окончании занятия главный герой с детьми оформляет выставку получившихся работ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Декоративно-прикладное искусство Южного Урала» Цель. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Южного Урала. (Каслинское, Кусинское литье, Златоустовская гравюра на стали, камнерезное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жилище народов Южного Урала» Задачи: • Дать представление о национальных жилищах башкир, русских в разные времена (древность – старина - наше время). • Способствовать.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Озера Южного Урала»Конспект занятия по экологии в средней группе «Озера Южного Урала» Добрый вечер, коллеги! Конспект занятия по экологии в средней группе «Озера Южного Урала» Цель: Познакомить детей с озерами родного.

Игры народов Южного УралаИгры народов Южного Урала Младшие группы Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим.

Лэпбук «Народы Южного Урала»Лэпбук «Народы Южного Урала» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук «Народы Южного Урала». Население современного Южного Урала.

Проект во второй младшей группе «Сказки южного Урала» .

Организованная образовательная деятельность по по речевому развитию в старшей разновозрастной группе «Весна» Программное содержание: • Формировать у детей понятие о последовательности преобразований в природе с наступлением весны, расширять представления.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие в страну дорожного движения» «Путешествие в страну дорожного движения»Программное содержание: Цель занятия: формирование правил дорожного движения. Задачи: Образовательная:.

Проект «Животные Южного-Урала» В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Горы Южного Урала»
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 16:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД