Галина Козлова
Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием познавательной деятельности, формированием первоначальных представлений о предметном мире и способах ознакомления с предметами – ориентировочно-исследовательскими действиями. Ориентировочно-исследовательские действия – это действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко). Характер ориентировочных действий, изменение способов действий является важным показателем психического, интеллектуального и сенсорного развития ребенка. Он определяется не только правильным выполнением поставленной перед ребенком задачи, но и способами ориентировки, которыми пользуется ребенок. Г. Л. Выготская, А. А. Венгер, Э. И. Леонгард выделили следующие способы ориентировочных действий :
Публикация «Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
-ориентировка только на результат. Ребенок производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результата даже физическую силу (вколачивание, втискивание, но не учитывает свойства предметов;
-внешние ориентировочные действия. Ребенок производит пробы или примеривание, т. к. не может еще вычленить необходимые свойства предметов в перцептивном плане (тактильно, зрительно);
-сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. Ребенок опирается на сходства предметов, зрительно выделяет и соотносит их, но в трудных случаях прибегает к примериванию;
-полностью свернутая ориентировка. Внешне проявляется только исполнительное действие, ведущее к безошибочному результату.
Особенности ориентировочно-исследовательских действий – это диагностический показатель определения уровня развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. У детей с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные отличия в развитии восприятия и ориентировочно-исследовательских действий. Изучение ориентировочных действий показало, что при выполнении заданий умственно отсталые дети приступают к деятельности без анализа инструкции, без выбора средств, без предварительной ориентировки в задании. У младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие предметных действий остается на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, отсутствует ориентировка на свойства объектов. Часто наблюдается «застревание» на одном способе выполнения, склонность к стереотипам и персеверациям. Эти действия могут наблюдаться в возрасте 4-5 и даже 6-7 лет. Для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выявления и фиксирования свойств и простейших отношений между предметами таким детям требуется гораздо больше различных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Указание на правило выполнения, дополнительное инструктирование, организация внимания, показ наиболее адекватного способа выполнения приводят к незначительному улучшению работы с предметом, хаотические действия могут оставаться и после объяснения и показа, т. е. «сокращенного» способа выполнения задания, возникающего у детей старшего дошкольного возраста, у детей с умственной отсталостью не вырабатывается. Ориентировочно-исследовательские действия и развитие восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями имеют и другие особенности: дети затрудняются в выделении нужных свойств и обозначении их словом. Нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Эта особенность определяет крайне низкий уровень развития анализирующего наблюдения, ограниченный объем анализа, преобладание анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, сосредоточении на видимых различиях объектов.