Осязание. Одинаковое на ощупь

инна алферова
Осязание. Одинаковое на ощупь

Тема: Осязание. Одинаковое на ощупь.

Цели:

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека.

2. Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

3. Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем, прививать нравственно-эстетические качества.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель, наклеенные на картон; образец аппликации «Домик», магнитный набор или фланелеграф с элементами аппликации.

2. Раздаточный: материалы для аппликации из ткани «Домик» для каждого ребенка: лоскуты различного цвета и фактуры, вырезанные в форме деталей домика, клей-карандаш, листы картона.

НОД:

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Пылесос и пылинки».

Дети выступают в роли пылинок, воспитатель - в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки, кружась вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встает и уходит на свое место. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спинка и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

2. Знакомство с различными на ощупь материалами.

Приготовьте по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

3. Физкультминутка.

- Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Педагог называет слова «зайка», «волк», «лиса», «медведь». Дети изображают этих животных.

4. Называние свойств материалов.

Теперь, когда все дети смогут подбирать пару образцов без ошибок, можно усложнить игру. Пусть дети попробуют подбирать «двойников», вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие.

Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

5. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель предлагает детям изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки слегка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.

А теперь ветер становится сильнее (вдох становиться еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья, а качает деревья (делаем наклоны туловищем).

Затем взрослый читает стихотворение, а дети повторяют движения и гласные звуки.

Осенние листочки на ветках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а»; рябиновый: «И-и-и»;

Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у».

6. Описание различных материалов.

По мере того, как дети приобретают навык распознавания различных материалов, добавьте новые образцы. Попросите каждого ребенка охарактеризовать их и повторить описание, состоящее из одного-, двух слов, например, «гладкий кафель», «мягкий бархат», «твердый линолеум».

7. «Найди одинаковые».

Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам глаза льняным платком. Пусть малыши из 4-5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить, какие из них одинаковые.

8. Аппликация из лоскутков «Домик».

Приготовьте для работы листы картона, клей, лоскутки различной по цвету и фактуре ткани, вырезанные в форме разных геометрических фигур (большой квадрат для стен, маленький квадрат для окна, треугольник для крыши дома).

Воспитатель показывает детям кусочки ткани и спрашивает, что можно сделать из этих фигурок. После этого он объявляет:

-сейчас мы будем делать аппликацию «Домик». Но этот домик будет необычный. Все домики сделаны из твердых материалов (назовите каких). А наш домик будет мягкий, нежный, потому что будет из ткани.

Педагог показывает детям готовую аппликацию, а затем, последовательно раскладывая на фланелеграфе все компоненты, строит «домик», попутно объясняя, что нужно приклеить сначала, а что потом. Затем, показывает, как правильно пользоваться клеем, как и какую сторону (изнаночную или ту, на которой бледнее рисунок) покрывать клеем, как накладывать детали на картон и на другие детали.

Показав весь процесс изготовления аппликации, воспитатель приглашает детей приступить к созданию своих домиков. Прежде чем приступить к работе, пусть дети разложат на листе картона лоскутки ткани так, как они будут наклеены, то есть в виде домика. Во время работы детей педагог помогает малышам, которые испытывают затруднения.

9. Итог занятия.

-Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие они запомнили.

На дом дается задание найти и запомнить материалы, различные на ощупь, которые есть дома, а потом нарисовать понравившиеся на ощупь предметы.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по математическому и сенсорному развитию в средней группе Календарно-тематическое планирование по программе: «Программа по математическому и сенсорному развитию в средней группе» 1 полугодие 1.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему «Мокрое или сухое» Автор: Горячева Анжела Вячеславовна, воспитатель МБ ДОУ детский сад №21, г. Урай Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Посуда
  • Посуда
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Осязание. Одинаковое на ощупь
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 18:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....