инна алферова
Осязание. Одинаковое на ощупь
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Осязание. Одинаковое на ощупь.
Цели:
1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека.
2. Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
3. Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.
4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
Публикация «Осязание, Одинаковое на ощупь» размещена в разделах
5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем, прививать нравственно-эстетические качества.
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель, наклеенные на картон; образец аппликации «Домик», магнитный набор или фланелеграф с элементами аппликации.
2. Раздаточный: материалы для аппликации из ткани «Домик» для каждого ребенка: лоскуты различного цвета и фактуры, вырезанные в форме деталей домика, клей-карандаш, листы картона.
НОД:
1. Организационный момент.
Психогимнастика «Пылесос и пылинки».
Дети выступают в роли пылинок, воспитатель - в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки, кружась вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встает и уходит на свое место. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спинка и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
2. Знакомство с различными на ощупь материалами.
Приготовьте по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
3. Физкультминутка.
- Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.
Педагог называет слова «зайка», «волк», «лиса», «медведь». Дети изображают этих животных.
4. Называние свойств материалов.
Теперь, когда все дети смогут подбирать пару образцов без ошибок, можно усложнить игру. Пусть дети попробуют подбирать «двойников», вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие.
Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
5. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки слегка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.
А теперь ветер становится сильнее (вдох становиться еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья, а качает деревья (делаем наклоны туловищем).
Затем взрослый читает стихотворение, а дети повторяют движения и гласные звуки.
Осенние листочки на ветках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а»; рябиновый: «И-и-и»;
Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у».
6. Описание различных материалов.
По мере того, как дети приобретают навык распознавания различных материалов, добавьте новые образцы. Попросите каждого ребенка охарактеризовать их и повторить описание, состоящее из одного-, двух слов, например, «гладкий кафель», «мягкий бархат», «твердый линолеум».
7. «Найди одинаковые».
Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам глаза льняным платком. Пусть малыши из 4-5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить, какие из них одинаковые.
8. Аппликация из лоскутков «Домик».
Приготовьте для работы листы картона, клей, лоскутки различной по цвету и фактуре ткани, вырезанные в форме разных геометрических фигур (большой квадрат для стен, маленький квадрат для окна, треугольник для крыши дома).
Воспитатель показывает детям кусочки ткани и спрашивает, что можно сделать из этих фигурок. После этого он объявляет:
-сейчас мы будем делать аппликацию «Домик». Но этот домик будет необычный. Все домики сделаны из твердых материалов (назовите каких). А наш домик будет мягкий, нежный, потому что будет из ткани.
Педагог показывает детям готовую аппликацию, а затем, последовательно раскладывая на фланелеграфе все компоненты, строит «домик», попутно объясняя, что нужно приклеить сначала, а что потом. Затем, показывает, как правильно пользоваться клеем, как и какую сторону (изнаночную или ту, на которой бледнее рисунок) покрывать клеем, как накладывать детали на картон и на другие детали.
Показав весь процесс изготовления аппликации, воспитатель приглашает детей приступить к созданию своих домиков. Прежде чем приступить к работе, пусть дети разложат на листе картона лоскутки ткани так, как они будут наклеены, то есть в виде домика. Во время работы детей педагог помогает малышам, которые испытывают затруднения.
9. Итог занятия.
-Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие они запомнили.
На дом дается задание найти и запомнить материалы, различные на ощупь, которые есть дома, а потом нарисовать понравившиеся на ощупь предметы.