галина дитмонене
Основная образовательная деятельность в фольклорном кружке «Мы давно блинов не ели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление детей о традиционном русском народном празднике – Масленица.
Задачи: 1. Активизировать внимание детей традиционным началом занятия.
2. Познакомить с пословицами о феврале.
3. Привлечь детей к активному участию в изготовлении чучела
Масленицы.
4. Разучивание песенно – игрового материала.
5. Учить детей играть на музыкальных инструментах.
6. Развивать творческую активность детей.
7. Развивать вокально-хоровые навыки.
Репертуар:
Упражнение:
Публикация «Основная образовательная деятельность в фольклорном кружке „Мы давно блинов не ели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Народная культура, фольклор
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1. “Ой ты, Масленица” р. н. м.
2. “Пирог” р. н. м.
II. Пение :
1. “А мы Масленицу дожидали”р. н. м.
2. “Блины”
3. “Русская изба” З. Роот
4. Частушки
III. Музыкально – игровое творчество:
1. Игра “Заря - заряница” р. н. м.
2. Игра – хоровод “По – за городу гуляет” р. н. м.
Ход занятия
Дети входят в зал “цепочкой”, перестраиваются в круг и поют на мелодию русской народной песни “Ах вы, сени”
Здравствуй, здравствуй, мой дружок, Песни слышаться вокруг,
Собрались мы все в кружок, Зашумел и лес, и луг,
Будем песни распевать, С нами весело поют…
Будем весело играть. А нас “Скворушки” зовут.
(Садятся на стулья)
Музыкальный руководитель: Скажите мне, милые детушки, какой месяц на дворе? Дети: Февраль.
Музыкальный руководитель: Да, февраль. Кто знает пословицы о феврале?
Дети: 1. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?
2. Февраль три часа прибавит.
3. Вьюги да метели на февраль налетели.
Музыкальный руководитель: А я ещё одну пословицу знаю: “В феврале зима с весной встречаются впервой”. И действительно, февраль – это последний месяц зимы, а потом весна наступает. С давних времен проводы зимы и встречу весны всегда праздновали.
Кто знает, как назывался этот праздник? (Масленица)
Целую неделю Масленицу праздновали.
Первый день – понедельник, назывался “встреча”. Девушки и парни, брали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне. Я приглашаю вас в избу, будем чучело Масленицу наряжать. (наряжаем Масленицу)
Пою детям попевку “Ой ты, Масленица” р. н. п.
Ой ты, Масленица – кривошейка,
Мы украсим тебя хорошенько,
И сегодня ты нам улыбайся
На народе честном не стесняйся.
Кто запомнил попевку? (дети называют себя)
Исполняет попевку солист. Проговариваем слова шепотом, а затем вслух все вместе.
Поем согласовано, четко пропевая слова.
Вот и нарядили Масленицу, понесем её, всем покажем.
(Под русскую народную музыку дети несут масленицу по залу и ставят её на видное место.)
Встанем вокруг Масленицы вспомним песню, которую мы уже учили. Напоминаю песню “А мы Масленицу дожидали” р. н. м. Дети определяют название. Повторяем 1 куплет (сначала девочки, затем мальчики).
Учим второй куплет песни.
Музыкальный руководитель: Вы, дети, будете моё эхо. Я пою одну фразу, а вы её повторяете, затем исполняем всю песню сначала до конца.
Мы встретили Масленицу?
Дети: Встретили.
Второй день Масленицы назывался “заигрыш”.
Устраивались игрища: катались с ледяных горок, воздвигали снежные крепости, играли в снежки, катались на лошадях.
А мы поиграем в игру “Заря - заряница” р. н. м.
По считалочке выбираем ведущего:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Третий день назывался “лакомка” (сладкоежка)
В этот день лакомились блинами и пирогами, поливали их медом, маслом. Считалось, что блин – это символ солнца, потому что он какой?
Дети: круглый и золотистый.
Музыкальный руководитель: а солнышка ждали с нетерпением после долгой зимы.
Масленица Прасковея,
Приди к нам поскорее,
Встретим мы тебя блинами,
И мягкими пирогами.
Ребята, давайте для наших гостей блины напечем. (пантомимика “печем блины” под русскую народную мелодию)
Полюбуйтесь, какие у нас блины румяные и душистые получились. А горячие какие! Подуйте на блинчик (дыхательная гимнастика “подуй на блин”).
А теперь споем: Да экий, он, хорошенький,
Да экий, он, пригоженький,
Да экий, он, мягошенький,
Режь, да ешь!
Споём песню “Блины” р. н. м.
Как будем петь песню? (весело)
А будем хвалить блиночки? (будем)
(В конце песни угощаем “блинами” гостей)
Вот и прошел день, который “лакомка” назывался.
А четвертый день, зовется “широкая Масленица”.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели песни, частушки, плясали и хороводы водили, приглашаю в избу песни петь, да на шумовых играть.
Дети поют песню “Русская изба” З. Роот, сопровождая пение игрой на музыкально-шумовых инструментах.
Музыкальный руководитель: мальчики, пригласите девочек частушки петь.
Девочки поют “Частушки” и импровизируют танец, а мальчики имитируют игру на балалайках.
Музыкальный руководитель: девочки сейчас будут “царевича – королевича” выбирать. Я буду играть плясовую мелодию, а кто из мальчиков лучше всех спляшет, тот и “царевич”.
Исполняется игра – хоровод “По – за городу гуляет” р. н. м.
Что было в пятый, шестой и седьмой дни, мы узнаем на следующем занятии.
Занятие заканчивается, скажите, о каком празднике мы сегодня говорили? (Масленица).
Дети встают по кругу. Поют под русскую народную мелодию:
До свидания, до свидания,
Приходите к нам ещё,
До свидания, до свидания,
Вместе будет хорошо.
Прощаются с гостями и уходят.