Папки-передвижки

Основные музыкальные способности дошкольников

екатерина максимова
Основные музыкальные способности дошкольников

Основные музыкальные способности дошкольников

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.

Публикация «Основные музыкальные способности дошкольников» размещена в разделах

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С. А. Рубинштейн писал, что развитие человека, в том числе и музыкальных способностей, в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, – это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б. М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность». Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Теплов выделяет 3 основных вида музыкальных способностей :

ладовое чувство;

музыкально – слуховые представления;

чувство ритма.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л. Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Н. А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы :

1) технические (игре на данном инструменте или пение);

2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделяются:

элементарные (гармонический и ритмический слух);

высшие слуховые способности.

Н. А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на :

1) музыкально – эстетические;

2) специальные.

В. Д. Остроменский предлагает разделить музыкально-эстетические способности на эмоционально – и рационально – познавательские, фактически, выделяя эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г. М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента – перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Дискуссионным остается вопрос – из каких компонентов состоит этот комплекс.

В современной теории и практике чаще всего выделяют следующие музыкальные способности :

звуковысотный слух и чувство лада;

чувство ритма;

чувства музыкальной формы (чувства целого);

музыкально – слуховые представления.

Дадим краткую характеристику представленных музыкальных способностей детей, опираясь на исследования специалистов.

Ладовое чувство - это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоции и музыкального слуха. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков, то есть ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

У детей дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не в одинаковой степени. В младших группах - это лишь эмоциональный отклик на слушание музыки. Позднее проявляется умение различать мажорную и минорную окраску музыки.

Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:

восприятия выразительной сущности регистров;

восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;

последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;

формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);

формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;

формирования представлений о ладе и его разновидностях;

определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;

осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;

осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.

Чувство ритма. Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен.

Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:

движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;

различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);

восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;

усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании, ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;

формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует :

пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях;

определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;

осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Чувства музыкальной формы (чувства целого). Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:

акцентирование внимания детей на развитие элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи;

усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах сопровождений к песням, пьесам (например, фиксация четкого окончания фраз с помощью ритмической остановки или подчеркивания их начала);

усиление ощущения кульминаций мотивов, фраз, главной кульминации периода в процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителем пьес для слушания;

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений;

формирование представлений об интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании», о выразительном и изобразительном содержании интонации;

формирование представлений об интонации как единстве эмоционально – смыслового содержания и средств его воплощения;

формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших инструментов на тему знакомой песни);

формирование представлений о музыкальном образе как отражении жизненных явлений средствами музыки;

формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Музыкально – слуховые представления. Эти способности развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально – слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально – слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна, человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных.

По классификации, сложившейся в музыкально-педагогической практике, под основными музыкальными способностями подразумеваются следующие: звуковысотный слух и чувство лада, чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкально-слуховые представления.

Отсюда можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Характерным признаком музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания.

Публикации по теме:

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте».

Консультация «Художественно-творческие способности дошкольников и их возрастные особенности» Художественно-творческие способности дошкольника, возрастные особенности. Художественно-творческие способности дошкольника можно определить,.

Музыкальные способности детей и пути их развития Одна из основных задач музыкального воспитания – формирование музыкальных способностей у детей. Важным для педагогики является вопрос о.

Музыкальные занятия как способ развития дошкольниковМузыкальные занятия как способ развития дошкольников Еще в далёкие, далёкие времена наши предки придавали танцам большое значение. Все важные события в повседневной жизни древнего человека.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Педагогический совет «Основные источники нарушений психологического здоровья дошкольников» Педагогический совет : «Основные источники нарушений психологического здоровья дошкольников». Здоровье ребенка зависит от многих факторов:.

Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников О. С. Меньщикова, воспитатель МБДОУ ДС №37 “Соловушка”, г. Старый Оскол, Белгородской области Статья: «ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность» Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,.

Эссе «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: основные моменты» «Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». (И. Гёте) Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные музыкальные способности дошкольников
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 13:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД