МААМ-картинки

Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Елена Бабич
Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес, а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик —стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи, со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род устаивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных. А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов — овладение основами, в отношении прилагательных — словообразование (сравнительная степень).

Публикация «Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников» размещена в разделах

Основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес).

Второй период — период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период — период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже — система чередований в основах.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Формирование согласования в игре «Теремок», создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась, если ребенок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей при количестве повторений не свыше 100 научились выделять голосом окончания существительного и глагола.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Публикации по теме:

Основные направления взаимодействия с семьей (из опыта работы) Видео В соавторстве со Светланой Калининой Закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Консультация для родителей. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный.

Игровые упражнения для совершенствования грамматического строя речи у дошкольников подготовительного возраста Упражнение 1.«Есть- нет.» Предложите дошкольнику говорить об отсутствии предмета,который вы ему назовете : Есть вилка – нет вилки стул.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей «Зимующие птицы» Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей «Зимующие птицы». Цель: систематизация и закрепление.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря «Ранняя весна» Тема: «Ранняя весна» Возраст воспитанников- средняя группа Цель: -Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», времена года, расширить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе: «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе: «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, музыка, художественное творчество. Задачи: Образовательные: Расширять.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки» Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе. Тема: В гостях у бабушки. Цель: Формирование грамматического строя речи в ходе.

Краткосрочный проект «Развитие грамматического строя речи у дошкольников во второй младшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 18:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабич (УИ 1159765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД