Получи документы

Основные особенности психического развития детей 4–5 лет. Памятка для родителей

Романова Анна Игоревна
Основные особенности психического развития детей 4–5 лет. Памятка для родителей

По сравнению с прошлым возрастным периодом у детей 4-5 лет, как правило, наблюдается более спокойный фон процесса развития. Именно в этот возрастной период происходит формирование личностных особенностей ребенка и поэтому недостатки воспитания постепенно могут перейти и укорениться в устойчивые негативные черты характера.

Остановимся на некоторых важных моментах психического развития детей среднего возраста.

Публикация «Основные особенности психического развития детей 4–5 лет, Памятка для родителей» размещена в разделах

Как известно, игра в дошкольном возрасте – универсальная форма развития ребенка, которая может заложить основу для становления более сложных видов деятельности. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. интересовать результат подвижной или сюжетной игры.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Самое важное, что сверстник становится интересен как партнер по сюжетной игре, при этом у детей появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Дети начинают себя сравнивать с другими, в следствие чего обогащаются представления о самом себе, формируется образ «Я».

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Отсюда роль прочтения и заучивания стихотворений, скороговорок, песен становится велика. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Дети способны назвать форму предмета или указать на его схожесть с образцами способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету, и параметрам таким, как высота, длина и ширина. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Начинает развиваться образное мышление. При решении несложных задач, дети начинают использовать простые схематизированные изображения, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако им еще сложно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Поскольку творческое воображение продолжает активно развиваться, процесс фантазирования как создание образов невероятного, невозможного в реальном мире нуждается в грамотном сопровождении. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, так как данная особенность может создавать определенные риски, связанные, например, с заменой действительности.

Эмоциональный фон относительно предыдущего возрастного периода более ровные, поскольку ребенок начинает стараться их контролировать.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость на замечания представляет собой возрастной феномен.

В итоге, можно определить основные достижения возраста, которые связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, элементов состязательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Не стоит забывать и о том, что активно проявляются:

* Стремление к самостоятельности. Ребенку необходимо почувствовать и проверить, на что он способен, что он может контролировать, поэтому важна посильная по возрасту ответственность.

* Этические и морально-нравственные представления. Дети стремятся избежать наказания или добиться поощрения, выполняя правила

* Сопереживание. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

* Творческие способности. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.

* Страхи как следствие развитого воображения.

* Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам.

* Любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.

Таким образом, можно сформулировать список рекомендаций, связанных с вышеперечисленными особенностями психологического развития детей 4-5 лет.

Области, которые необходимо развивать и на которые стоит обращать особое внимание :

* Расширение кругозора, общей осведомленности ребенка.

* Мышление. Материал необходимо подавать от простого к сложному, строить умозаключения и с помощью логических приемов.

* Стимулирование речевой активности ребенка, использование речи как средства общения.

* Произвольность функций. Память, внимание важно упражнять.

* Физическое развитие, двигательная активность (от спорта, до прогулок).

* Социализация детей. Общение со сверстниками, игра. Реализовать это можно не только в детском саду, но и на различных детских мероприятиях, а также прогулках с ровесниками.

* Воображение. Можно предлагать игры, на развитие творческого мышления, читать сказки и пробовать придумывать сюжеты для своих сказок и историй.

* Навыки общения. Проведение ежедневных бесед с ребенком, выстраивание диалога.

* Уверенность в своих силах, мотивация деятельности. Старайтесь хвалить детей за их успехи, достижения не только в интересующей их деятельности, но и в освоении менее привлекательных дел. Кажущиеся для взрослого человека элементарными, для ребенка могут таковыми не являться, поэтому стоит серьезно относиться к вопросам детей, к стилю их деятельности.

* Самоуважение и уважение к старшему поколению. Взрослым следует не оценивать и критиковать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных. При грамотном подходе родителей, формируется интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.

Родителям особенно важно :

•Осознавать самим и четко формулировать правила, которые необходимо соблюдать в доме. Например, после игр нужно убрать свои игрушки.

Формулировать правила и запреты таким образом. чтобы предоставлять альтернативу. Например, так: «Нельзя рисовать на обоях, но можно на куске бумаги/ ватмана».

•Говорить ребенку о своих чувствах. Это необходимо для того, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Формулировать это следует по схеме: ваши чувства – поступок, слова ребенка – объяснение/пожелания. Пример: «Я очень расстроена тем, что ты не убрал игрушки после моих напоминаний. Мне бы очень хотелось, чтобы ты убирал после себя игрушки и в комнате будет гораздо удобнее».

•Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и выражения своих задумок.

•Обеспечить ребенку возможность совместных игр с другими детьми.

•Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением.

Публикации по теме:

Конспект выступления на родительском собрании «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать.

Консультация для родителей на тему «Возрастные особенности психического развития детей младшей группы» В возрасте 3 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет. Основные компоненты психологической готовности к школе» Консультация для родителей Возрастные особенности детей 6-7 лет Анатомо-физиологические особенности Седьмой год жизни — продолжение очень.

Консультация для воспитателей «Особенности психического развития детей шести лет» РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ НОРМАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно.

Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное.

Памятка для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет» Родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям! Мы всегда рады Вам помочь! Младший возраст – важный период.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Когда ребенок маленький он как губка начинает впитывать в себя всю информацию. В наших силах сделать, чтобы малыш впитал в себя как можно.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра Ведущая функция — воображение. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:.

Возрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х летВозрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные особенности психического развития детей 4–5 лет. Памятка для родителей
Опубликовано: 3 марта 2019 в 23:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД