Зейнеб Сейтосманова
Основные принципы логопедии и психолингвистики
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы логопедии и психолингвистики.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Основной целью логопедия является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии.
Темочки:
Теоретические.
1. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания лиц с НР.
2. Выявление распространенности и симптоматики речевых расстройств.
3. Изучение структуры речевого дефекта и его влияния на психическое развитие ребенка.
4. Разработка методов педагогической диагностики.
5. Разработка научно обоснованных методик коррекционного обучения с учетом возраста и структуры дефекта, а также методик предупреждения вторичной речевой патологии.
Практический аспект логопедии состоит в выявлении, предупреждении и устранении речевых нарушений.
Прикладные задачи.
1. Раннее и своевременное выявление детей с РП.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью дефектологии, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
Чем раньше выявлен речевой дефект, тем эффективнее протекает логопедическая работа. Почему?
Детский развивающийся мозг имеет большие компенсаторные возможности. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослых сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функции пораженных областей. Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала направленных логопедических занятий.
Известно, что мощным фактором, ускоряющим созревание нервной системы, является ее функционирование.
Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и, тем самым, ускоряют их созревание, и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений.
Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений. По данным современной психолого-педагогической литературы направление и содержание исследований нарушений речи у детей определяются принципами анализа нарушений:
•принципом развития;
•принципом системного подхода
•принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.
Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи.
Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.
Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.
Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.
Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины.
Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.
Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и. симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.
Психолингвистика – современная дисциплина, возникшая на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением речи человека, ее возникновения, передачи информации и функциональности. Психолингвисты (психолог и лингвист в одном лице, занимаются проблемами следующего процесса: мысль, речь, язык.
Область психолингвистики достаточно обширна. Это научное направление возникло потому, что появилась потребность понимать, как формируется речевая деятельность, как происходит сам процесс речевой коммуникации. При этом необходимо еще понимать, как формируется и происходит внутренняя интеллектуальная деятельность человека (в связке с речевой деятельностью). Понимание законов, по которым формируется речь, осуществляется речевая деятельность, как проходит процесс коммуникации, необходимо для любого специалиста, который занимается речью (или проблемами с речью). Например, для логопедов, коррекционных педагогов, дефектологов и др.
Развитие психолингвистики началось в США в 1958 г. после выхода книги Ноама Хомского «Синтаксические структуры». В России основоположником психолингвистики считается психолог Лев Выготский, который в 1920-1930-х годах изучал речевую деятельность человека, используя психологические подходы. Он обосновал организацию процесса возникновения речи, развивающейся от внутреннего мотива, который превращается в мысль, формулируется в слово и потом реализуется.
Предметом психолингвистики является речевая деятельность человека, ее специфичность (ведь речь используется только людьми, психологическая составляющая речи, структура, способы осуществления речевой деятельности, формы, в которые облекается речь и ее функции.
У психолингвистики нет четко определённого предмета – исследование речи является комплексным и многогранным понятием, ее научный интерес сосредоточен на стыке взаимосвязи психологии с лингвистикой и предусматривает такие направления:
• психологические и лингвистические аспекты человеческой речи;
• использование языка в коммуникации, его социальные, политические и психологические аспекты;
• механизмы реализации и функции речи в обществе;
• проблемы реализации речи, ограничения общения;
• система языка и ее структура;
• соотношение психики и языка;
• разные виды коммуникации (устной, письменной).
Несмотря на разнообразный предмет, объект исследования только один – это человек, носитель языка, и его речевая коммуникация.
Фундаментальными принципами психолингвистики являются утверждения:
• все формы речи занимают важное место в жизни человека и используются с определенными целями;
• речь является многообразной системой, которая объединяет лексические, семантические, морфологические и синтаксические аспекты языка;
• целостность речевой деятельности проявляется во взаимосвязи внутренней необходимости человека и реализации той или иной структуры языка под влиянием внешних факторов;
• семантика речи всегда обусловливается деятельностью и целью коммуникации;
• всегда существует неразрывная и сложная связь между речью и человеком, она проявляется в одновременном сочетании мировоззрения, социальной необходимости, психических и внешних условий;
• генетический принцип раскрывает многие аспекты использования языка в разные периоды жизни: сначала человек формирует устную речь, потом «кинетическую» и письменную (также с возрастом речь человека может меняться – от простой до более сложной, и наоборот).
Несмотря на то, что психолингвистика возникла более 50 лет назад, базовые представления о ее исследовательском предмете довольно размыты, у нее нет четкой области знания, и, тем более, собственной научной традиции. Эта дисциплина развивается в качестве специфической дисциплины, которая во многом зависит от результатов исследований таких гуманитарных наук как психология, лингвистика, социология, культурология и т. д.
Несмотря на то, что во время возникновения психолингвистика была полем интереса как лингвистов, так и психологов, сегодня больше интереса и исследований проводится именно психологами. Согласно утверждению Стивена Пинкера, интересы современных психолингвистов нацелены на изучение человеческого понимания языка, механизмов продуцирования и способов освоения языка как родного, так и иностранного.