Елена Павловна Колмакова
Основные признаки определения детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном,при родовом,а также раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.
Публикация «Основные признаки определения детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интоксикации,инфекции,обменно-трофические расстройства ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. В следствии этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы,что,в свою очередь,проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохраненных звеньев психической деятельности,а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. У таких детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.
Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности,фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении,контурных и схематических изображений. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв.
Во всех случаях приходится оказывать различные вибы помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания отмечается неустойчивость,рассеянность, низкая концентрация внимания. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности этих детей. начиная с ранних форм мышления- наглядно-действенного и наглядно-образного. Разнообразный и посильный труд детей. а также различные наблюдения и оыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения,углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении,формирования общего представления и простейших понятий о мире.