Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Eлена Налимова
Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является одной из главных задач дошкольного образования.

Признаками комфортного состояния дошкольника являются : активность, спокойствие, жизнерадостность, активное участие в непосредственной образовательной деятельности, контакт со взрослыми и сверстниками, желание посещать детский сад. К показателям дискомфорта можно отнести: вялость, сильное смущение, робость, проявление тревожности, нерешительности, нежелание посещать детский сад и общаться со сверстниками.

Публикация «Консультация для воспитателей „Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

В результате этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Методик, которые направлены на выявление уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, практически нет в настоящее время.

Для выявления уровня активности Н. Г. Куприна предлагает применять диагностическое задание «Старинный танец» :

Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

Для диагностики степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния, «Паровозик» С. В. Велиевой:

Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотрите все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивы» и т. д.

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводя оставшиеся вагончики.

Фиксируется: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных: полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.

Присваивается 1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию;

черный, серый, коричневый – на третью;

красный, желтый зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок ставит фиолетового цвета на первую позицию;

черный, серый, коричневый – на вторую позицию;

красный, желтый, зеленый – на седьмую; синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый, коричневый вагончик поставлен на первую позицию;

синий – на седьмую;

красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Суммируйте баллы.

1-3 балла – позитивное психическое состояние (ППС);

4-6 балла – негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

7-9 балла – негативное психическое состояние средней степени (НПС сс);

Больше 9 баллов – НПС высокой степени (НПС вс).

https://testoteka.narod.ru

Для определения уверенности детей можно применить методику «Какой я?» (автор Немов Р. С.) :

Данная методика направлена на определение способности детей к само оцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный. Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам, на которые он может ответить:

- да (присваивается 1 балл,

- нет (присваивается 0 баллов,

- не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов).

После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.

10 баллов – очень высокий уровень,

8-9 баллов – высокий уровень,

4-7 баллов – средний,

2-3 балла – низкий уровень,

0-1 балл – очень низкий уровень.

https://www.gumer.info

Для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

Она предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

https://www.vseodetishkax.ru

Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой.

https://psychlib.ru

Коммуникации со сверстниками – метод проблемных ситуаций (ситуация «Мозаика»). https://psmetodiki.ru

В заключении можно сказать, что эмоциональное благополучие – это обязательный и необходимый процесс, который сопровождает ребенка, с приходом в дошкольное учреждение и на протяжении всей его дальнейшей жизни. Важнейшую роль играют в организации эмоционального благополучия не только педагоги и воспитателей, но и родители.

Литература

1. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В. П. Астафьева, 2008.

2. Фрайфельд И. В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.

3. Художественно-творческая деятельность как фактор социально-личностного развития детей. Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27-28 октября 2014 г.

Публикации по теме:

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Создание условий для эмоционального развития и эмоционального комфорта в группе (старший дошкольный возраст) Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким,.

Игры для эмоционального развития Игры для эмоционального развития Игры для детей с затруднениями в общении Некоторые родители, наблюдая за играми детей, замечают, что их.

Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями Развитие речи детей с нарушениями развития – одна из важнейших задач,.

Основы познавательного развития детей дошкольного возраста Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Невозможно переоценить значение.

Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста В каждом возрасте ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. И поэтому каждая возрастная ступень становиться.

Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» "Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста" Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов,.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.

Теоретические основы развития основ декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи 1.1 Психолого-педагогические основы развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием декоративно-прикладного.

Теоретические основы развития самооценки у дошкольников 1.1. Самооценка как один из компонентов самосознания С. Л. Рубинштейн, исследуя проблему социализации личности, отмечал, что «без сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 сентября 2015 в 20:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД