Лучший педагог года

Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

Цагараева Индира Альбертовна
Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста В чем особенности воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста? Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни. Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

Публикация «Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание 233 В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих общение и деятельность, и внутренних — ценностных ориентаций, моральных и эстетических установок личности. Культура поведения выступает как совокупность принятых в обществе устойчивых форм поведения в быту, общении, различных видах деятельности, определяемых соответствующими нормами и правилами. Задача состоит в том, чтобы в дошкольном детстве заложить основы культуры поведения, сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям. Содержание понятия «культура поведения дошкольника» достаточно объемно, в него входят бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности. Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка (выполнение культурно-гигиенических процедур, соблюдение правил здорового образа жизни, культуру обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами. Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры еды : принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами. Дети начинают понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки, смотреть на неопрятный внешний вид или видеть некультурное поведение за столом. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения. В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста? Культура общения раскрывает моральную и эстетическую характеристику коммуникативной деятельности человека. Она проявляется в умении организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами. Культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе. Знание норм культуры общения, принятых в том или ином обществе, государстве, регионе позволяет человеку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения234 Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту. Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Этикет — установленный в обществе порядок поведения, включающий совокупность правил и норм, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений между людьми, что проявляется в манерах поведения, формах обращения и приветствия, поведении в общественных местах, внешнем облике человека. Этикет организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

В научной литературе термин «речевой этикет» является полисемичным и рассматривается как: — совокупность правил поведения, касающихся отношений с людьми: формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда (В. В. Виноградов, Л. П. Крысин и др.); — вербальное (словесное) выражение уважительного отношения к людям, которое проявляется в нашей речи, манере общаться, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре (Д. Д. Шахматов, А. М. Шахнарович и др.); — особая система знаков или порядок речевого поведения, установленный в данном обществе (О. Я. Гойхман, И. С. Кон).

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание 235 В современной поведенческой культуре соблюдаются следующие принципы этикета: — разумность и необходимость постоянного соблюдения правил этикета; — неукоснительное следование в поведении нравственным нормам уважения, доброжелательности, порядочности, личного достоинства; — соблюдение красоты и непринужденности манер поведения; — уважение к национальным обычаям и традициям. С раннего возраста ребенка обучают правилам культуры общения с окружающими людьми, включая культуру поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, различных общественных учреждениях и т. п.). Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения. В период дошкольного детства дети знакомятся с основами речевого этикета. Дошкольники постепенно осваивают принятые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, установлению доброжелательных взаимоотношений, предотвращает конфликты, создает благоприятный климат общения. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для собеседника. В старшем дошкольном возрасте детей подводят к пониманию, что вежливость, деликатность, тактичность, общительность, доброжелательность, приветливость — необходимые качества культуры общения и взаимоотношений. По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает : — способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных; — способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений; — умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; — умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания;

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения236 — умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения : жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения. Содержание культуры общения предусматривает наряду с освоением культуры речи развитие у дошкольников умения понимать внешнее выражение различных эмоциональных состояний людей и избирать соответствующие способы поведения и общения в ответ с учетом переживаемых ими чувств и эмоций. Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. Сегодня человек находится в поликультурном пространстве. По выражению М. С. Кагана, наступает эпоха «многомерного диалога» — универсального диалога как способа существования культуры и человека в культуре. В дошкольном детстве необходимо воспитывать уважительное отношение к представителям иных культур, готовность к контактам с людьми разных национальностей, умение применять в коммуникации правила культуры общения, основываясь на общечеловеческих ценностях и толерантном отношении друг к другу. Воспитание культуры общения — необходимое условие формирования в дошкольном возрасте основ культуры деятельности. В чем особенности воспитания культуры деятельности у детей дошкольного возраста? Культура деятельности предполагает соблюдение детьми элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, в ручном труде и пр. Дошкольник учится поддерживать порядок, доводить начатое дело до конца, оценивать результат, беречь игрушки, вещи, книги и т. д. Важный показатель культуры деятельности — умение и желание трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия для достижения результата. При целенаправленном воспитании у ребенка образуются привычка быть занятым, умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Основы культуры деятельности складываются к концу дошкольного детства и свидетельствуют о готовности ребенка к выполнению новых обязанностей в школе.

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание 237 4.2. Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики К вопросу воспитания культуры поведения у детей педагогика обращалась с древних времен. В памятниках культуры и письменной древнерусской педагогики («Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских») отражены нормы и правила поведения, отношений между людьми, полезные советы, касающиеся воспитания детей. Одним из преобразований Петра I было создание свода правил нравственного и поведенческого характера «Юности честное зерцало». Со времен Петра I в России начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший древнерусские обычаи с европейскими правилами поведения. В XVIII–XIX века господствовал дворянский этикет, подразумевавший своим носителем личность, поведение, манеры и стиль жизни которой основывались на культурных традициях, этических и эстетических нормах. В педагогике воспитания этикета того времени получила распространение теория «Быть и казаться». Дворянских детей приучали за внешне безупречными манерами поведения скрывать свои истинные чувства, переживания и строго следовать этикету. В среде разночинной интеллигенции проявлялось критическое отношение к манерности и строгому регламенту дворянского этикета. Демократическое направление в подходе к воспитанию культуры поведения у детей отразилось в произведениях В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой и др. Вопросы воспитания культуры поведения связывались с формированием гуманного отношения к людям, личного достоинства, ответственности за свои действия и поступки. В основе культуры поведения ребенка лежат нравственные привычки, представления о добре, зле, справедливости, потребность вести себя достойно. Средствами воспитания поведения детей, по К. Д. Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания. В семье закладываются первоосновы нравственности, культура отношения к людям, развиваются чувства справедливости, уважения к народным традициям, чувство собственного достоинства. Большое значение придавалось воспитанию речевой культуры ребенка. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек формируется в среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. В языке, в речевом поведении, устойчивых

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения238 формулах общения отложились богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. Без этого не может быть культурного человека. В первые годы советской власти вопросы культуры поведения дошкольников связывались преимущественно с воспитанием у детей гигиенической бытовой культуры, формированием культурно-гигиенических навыков. В 30–40-е годы содержание воспитания культуры поведения расширяется. В «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938) ставятся задачи воспитания вежливости, культуры речи, культурно-гигиенических навыков, бережного отношения к вещам. Определяется руководящая роль воспитателя в формировании у детей культуры поведения. Признается значение раннего воспитания культуры поведения детей. Как подчеркивал А. С. Макаренко, «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». В работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной и других закладываются основы теоретического подхода к культуре речевого общения. Обучение родному языку рассматривается в связи с развитием личности и коммуникативной практики дошкольника. Условием освоения речевого поведения детей является речевой образец взрослых, подражая которому ребенок учится культурному речевому взаимодействию с окружающими. При этом дошкольник не просто копирует речь взрослых — развитие речи прежде всего подразумевает эффективность общения и взаимодействия с окружающими. Это, по выражению Е. И. Тихеевой, открывает путь «к широкой нравственной культуре и облагораживанию характера». В дошкольной педагогике 50–80-х годов вопросы воспитания культуры поведения и общения дошкольников изучались в русле проблемы формирования нравственных взаимоотношений детей : коллективных (В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева, Ф. С. Левин-Щирина, Р. М. Римбург, Т. А. Маркова, Р. С. Буре и др., дружеских (А. В. Булатова, Т. А. Маркова, Е. И. Щербакова, доброжелательных (Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. И. Бабаева, М. И. Шарова, А. Д. Кошелева и др.). Культура общения рассматривалась как необходимый нормативно-регуляторный компонент нравственных взаимоотношений дошкольников. Была выявлена роль правил и норм в установлении положительных взаимоотношений детей. Исследования В. С. Мухиной, С. Г. Якобсон, П. М. Моревой и других доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только отдельные правила, но и нормы культуры поведения и взаимоотношений. Успешность общения и поведения зависит от куль

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание 239 турных установок и нравственных ориентаций ребенка (Л. В. Артемова, С. А. Козлова, Т. А. Репина, А. А. Рояк). Изучалось влияние эмоционального развития на освоение культурного опыта (Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова). Ряд работ (Л. И. Дурандина, Е. Ю. Демурова, Л. В. Лидак, С. В. Петерина и др.) был непосредственно посвящен исследованию проблемы воспитания культуры поведения и общения детей в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой). Культура общения дошкольников была рассмотрена как система умений, обеспечивающих организацию эффективной коммуникативной деятельности детей, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства служат установлению нравственных взаимоотношений между детьми. Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброжелательности к людям, уважительного отношения. Высокий уровень проявления старшими дошкольниками культуры общения характеризуется содержательностью общения, широкой направленностью коммуникации, выполнением правил и соблюдением норм поведения. Особую роль в проблеме воспитания у дошкольников культуры поведения в советский период сыграла С. В. Петерина. Она не только теоретически обосновала сущность процесса воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном детстве, но и раскрыла методический инструментарий (содержание, методы и формы) развития культурного опыта ребенка в динамике возрастного развития детей дошкольного возраста начиная с третьего года жизни. Методическое пособие С. В. Петериной «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» и сегодня используется в дошкольных учреждениях. Начало XXI века ознаменовалось новым интересом к проблеме воспитания культуры поведения и общения дошкольников. Культурологический подход в дошкольной педагогике, признание самоценности дошкольного детства как периода активного вхождения в культуру и культуротворчества открыли новые грани в проблеме воспитания культуры поведения и общения. В современных исследованиях (С. А. Козлова, Е. О. Смирнова, М. В. Корепанова, Р. М. Чумичева и др.) подчеркивается значимость гармонии внутреннего мира ребенка с социумом как ведущего условия формирования у дошкольника позитивного образа «Я» и становления культуры отношений с окружающими людьми. Культура общения, поведения и деятельности рассматривается как компонент коммуникативной культуры, социально-нравственной компетентности и коммуникативной готовности ребенка к школе

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения240 (А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, О. Н. Сомкова, Е. Е. Кравцова и др.). Достаточно активно разворачивается методический поиск эффективных технологий, средств воспитания культуры общения (Л. М. Шипицына, О. Л. Князева, С. В. Крюкова и др.). Углубленно изучаются проблема воспитания этикета в дошкольном детстве, регулятивные, коммуникативные, этические и эстетические функции этикета как основы культуры общения дошкольников (И. Н. Курочкина). Вопросы воспитания культуры поведения, общения и деятельности дошкольников получают освещение в действующих образовательных программах, входят в содержание образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация». В целом проблема воспитания культуры поведения и общения дошкольников в ретроспективе времени проходит путь от эмпирического подхода к пониманию значения, содержания, методов воспитания культуры к теоретическому знанию, основанному на изучении особенностей социального развития дошкольников, понимания роли культуры в социальном созревании ребенка, механизмов присвоения культурного опыта и педагогических условий его воспроизведения в практике общения и поведения детей.

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2020 в 15:37
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД