Лучший педагог года

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Ольга Малышева
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный кон- такт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения [1, с. 170].

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптировать- ся. Термин «адаптация» означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой дея- тельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптиро- ваться к среде :

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно при- нимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее опти- мальным – избегающий [4, с. 32].

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рож- дение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко вне утробному существованию требует корен- ной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровооб- ращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних услови- ях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание, и совершенствование в течение определенного времени. В рамках этой системы уже после рождения у ре- бенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит од- новременно с формированием всей системы высшей нервной деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, созда- вая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [1, с. 12].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно по- дойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возмож- ности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подгото- вительная работа в семье.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает непра- вильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, ис- пытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его орга- нические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельно- сти детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, созда- ния у него уравновешенного настроения [3, с. 10].

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ре- бенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Поведение ребенка под влиянием сложивших- ся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привы- чек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочув- ствие малыша [5, с. 17].

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении явля- ется тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педаго- гических воздействий на него в адаптационный период [6, с. 26].

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в груп- пе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрос- лым исчезает. Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов : возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

Список использованных источников

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М. : Просвеще- ние, 1993. – 170 с.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тон- ковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.

Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. Современная воспитательная си- стема детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12 – 17.

Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ : Мето- дическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родите- лями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 18 – 21.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольного учрежде- ния. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 204 с.

Публикации по теме:

Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Программа работы по сопровождению детей в период адаптации, в рассмотрение основных подходов ФГОС. «Профилактика дезадаптации детей к дошкольному.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Организация адаптационного периода к дошкольному учреждению у детей раннего возраста Игнатенко Светлана Александровна воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад №1 с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области».

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению. Консультация для родителей Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление.

Презентация к занятиям А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» №1 Презентация предназначена для работы педагога-психолога в ДОУ в период адаптации детей. Занятия составлены таким образом, чтобы облегчить.

Проект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению «Идем в детский сад» Описание проблемы, на решение которой направлен проект Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием.

Условие успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями и сопровождается изменением поведенческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 22:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД