Получи документы

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье

Котова Ирина Сергеевна
Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье

«У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье.

Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С.

В статье отражена работа по оказанию консультативной помощи кандидатам в усыновители, опекуны по вопросу адаптации ребёнка к новым условиям жизни.

The article deals with the work to advise prospective adoptive parents in the adaptation of the child to the new conditions of life.

Публикация «Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье» размещена в разделах

Ключевые слова: ребёнок, дети, адаптация, взрослый, Дом ребёнка.

Keywords : child, children, adaptation, adult, Child house.

В Доме ребенка проводится комплексная медико-психолого- педагогическая реабилитация воспитанников с целью адаптации ребенка в жизни к семье. Организована индивидуальная работа специалистов ОКУЗ СДР с семьями, желающими принять ребенка в семью, а также по возврату воспитанников в их кровную семью.

В Доме ребенка создана «Домашняя комната» для организации встреч детей с будущими родителями с целью созданий условий общения, приближенных к обстановке в семье и адаптации ребенка к жизни в семье.

Задачи: Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, где родители (лица их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития.

Организация знакомства кандидатов в усыновители, опекуны с ребенком с целью установления психологического контакта. Составление индивидуальной программы совместных мероприятий родителей и специалистов Дома ребенка по воспитанию и развитию для каждого выбранного воспитанника.

Подготовка воспитанников к жизни в семье, с целью более легкой адаптации детей к особенностям воспитания в семейных условиях.

За последние пять лет в Дом ребёнка было направлено 277 семей, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка :

2013г. 2014г. 2015 2016 2017

59 69 43 53 53

С каждым кандидатом в усыновители, опекуны, приёмные родители проводилась консультативная работа, беседы, мастер-классы. В результате 199 семей вяли ребёнка, а некоторые и двух и ни один ребёнок не был возвращен.

2013г. 2014г. 2015 2016 2017

45 43 33 37 41

Особенности адаптации детей в новых условиях

Попадая в новые условия, усыновленный (взятый под опеку) ребенок и его новые родители испытывают состояние, которые называются адаптацией - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье - процесс двусторонний, т. к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил только в Доме ребенка, иначе реагирует на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будут разные. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог вашего дома, ребенок захотел в нем остаться?

Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел. Ребенок может испугаться лифта и отказаться подняться на нем и т. п. Вероятнее всего, и реакция на членов семьи у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни - предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Почему это происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить свои чувства. Возможно, ему понравились внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда, или женщина своим обликом напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине потому, что ему в Доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе, а мужчины пугают.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий. Первую стадию можно охарактеризовать как "Знакомство" или "Медовый месяц". Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье и с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что он иногда может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает "Как тебя зовут?", "А что это?" по многу раз. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит либо потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И в то же время довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления, часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые усыновители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.

Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Вторую стадию можно определить как "Возврат в прошлое", или "Регрессия". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим. Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное - терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу усыновленного ребенка.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Чувство «жертвы обстоятельств» приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть, делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый - проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка, либо становится необыкновенно активным.

Не подготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. "Мы желаем ему добра - а он. Мы его так любим, а он нас не ценит", - обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: "Неужели всегда так будет!" Могут появиться и "крамольные" мысли: "А зачем он нам вообще был нужен, этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдвоем. А может быть, вернуть его туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к детям?" Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. К сожалению, есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе: "Ты хотел (хотела, вот ты и воспитывай!" Это только небольшой перечень проблем, которые могут возникнуть в семьях, решивших взять на воспитание чужого ребенка или усыновившего ребенка новой жены, мужа.

Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же усыновителям. Сейчас большие возможности обменяться информацией, поделиться проблемами предоставляет Интернет.

Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка : изменяется цвет и выражение лица: оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, "расцветает". Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей начинают расти "новые" волосы (из тусклых они становятся блестящими, исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.

Третья стадия - "Привыкание" или "Медленное восстановление". Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, теперь он игнорирует их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детскойорганизации. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было, сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству, а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть, каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

Памятка по адаптации ребенка при усыновлении :

• на первое время оставьте режим ребенка без изменений, постепенно меняя его на боле привычный для вашей семьи;

• у усыновленного ребенка часто свои предпочтения в еде, вам стоит набраться терпения, не навязывать ребенку свое повседневное меню. Выясните его предпочтения в еде, разбавляете его любимые блюда вашими любимыми, постепенно малыш адаптируется к новой кухне и будет есть все;

• дозируйте впечатления, не стоит нагружать ребенка огромным количеством игрушек, посещением ваших родственников и приемом друзей;

• подружите приемного ребенка с вашими домашними питомцами, выясните, есть ли у него аллергия на шерсть домашних животных, каких он боится или не любит;

• не говорите ребенку о том, чтобы он был вам благодарен за что-либо, так как он понимает это так: Я чужой здесь, ты напоминаешь мне о том, чтобы я не забывал об этом».

• ограничьте свои «аппетиты» по нагрузкам на ребенка, пусть он привыкнет к семье и уж тогда начинает посещать различные секции и кружки;

• примите ребенка в свою семью, не противостоите ему: не настаивайте на исправлении недостатков, навязывании определенной линии поведения. Результатом этого будут капризы, протесты, враждебное поведение, неврозы.

• хвалите ребенка по-мелочам, не ругайте по-мелочам, ведь похвала и поощрение — стимул развития, наказание — тупик для воспитания;

• будьте терпимее и добрее, не реагируйте остро на выходки усыновленного ребенка, лучше не заметить сознательно что-либо, чем кричать на него.

Самые явные признаки успешной адаптации таковы :

• у ребенка стала более живая мимика;

• малыш проявляет интерес к окружающему миру, он активно хватает предметы, изучает их сенсорно;

ребенок в стрессовой ситуации льнет к вам, прячется за вас;

ребенок проявляет свою волю, отказывается от чего-то;

• у ребенка появляется любимая и нелюбимая еда, игрушки, занятия;

ребенок начинает смотреть вам в глаза, первый обнимает вас, смотрит или указывает на вас, если его спрашивают «где мама?»;

ребенок оглядывается на вас, ищет вас глазами, если уходит от вас на площадке и т. п. ;

ребенок отвергает неприятные ему действия взрослых: отталкивает врача, не идет к посторонним на улице и т. п. ;

ребенок реагирует на ваши слова, запреты, сказанные спокойным голосом.

Литература:

1. Я. И. Ковальчук. «Индивидуальный подход в воспитании ребёнка». Москва «Просвещение». 1985г.

2. «Воспитатели и родители». Москва «Просвещение». 1985г.

3. «Воспитателю о работе с семьей». Москва «Просвещение». 1989г.

4. Г. С. Красницкая. «Адаптация ребёнка в новой семье». 2011г.

Публикации по теме:

Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ». Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве. Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Особенности гендерного воспитания девочек и мальчиков в семье» Консультация для родителей: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» Уважаемые родители! В работе детских садов все чаще стало.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ. Аннотация: в статье освещаются различные.

Особенности взаимоотношений детей в семье в онтогенезе Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. По данным современных исследований известно, что на протяжении.

Консультация «Помощь семье, воспитывающей в семье ребенка с отклонениями в развитии» Структура нарушений родительско – детских отношений в семье с соматически больным ребенком. 1. Источник нарушения семейных отношений 1.1.

Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе Особенности адаптации слепых и слабовидящих детей к 5 классу. Леонова Мария Никитична педагог-психолог, ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. Грота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье
Опубликовано: 27 августа 2018 в 15:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД