Особенности анализа лирических произведений

Миляуша Кулуева
Особенности анализа лирических произведений

Как известно, предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - особый род литературы, где человек изображается большей частью в сфере внутренней жизни. В отличие от эпического и драматического, лирический образ сначала влияет эмоционально - на чувства, настроение, а уже потом - на мысли читателя [2].

Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяется композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла. Так, в стихотворении Есенина «Я последний поэт деревни…» напряженность композиции создается, во-первых, контрастом цветовых образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Во-вторых, обращает на себя внимание прием усиления: постоянно повторяются образы, связанные со смертью. В-третьих, композиционно значимо противопоставление лирического героя «железному гостю». Наконец, сквозной принцип олицетворения природы связывает воедино отдельные пейзажные образы. Все это вместе создает в произведении довольно сложную образно-смысловую структуру [1, 216].

В стихотворении А. С. Пушкина «Арион» возникает нечто вроде сюжета, намечена какая-то динамика действий и событий. Но бессмысленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки, кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт. Событийная цепь – это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического прошлого, данное в аллегорической форме; на первом плане здесь не поступки и события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность. Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а выступает лишь средством психологической выразительности [1, 215].

В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Лирический герой – это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Можно сказать, что лирический герой – это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. Лирический герой почти всегда существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда» [1, 215-216].

Специфика лирического рода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим произведением, важно прежде всего осмыслить его пафос (эмоциональный тон произведения, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования.

Литература

1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / уч. пособие для студентов и преподавателей филол. факультетов, учителей-словесников. 3-е издание. М.: Флинта, Наука, 2000. - С. 213-219.

2. http://soshinenie.ru/osobennosti-izucheniya-liricheskix-proizvedenij/

Публикации по теме:

Дидактические схемы для пересказывания художественных произведенийДидактические схемы для пересказывания художественных произведений Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения. Несмотря на то, что для детей пересказ – это самый легкий.

Игры на развитие навыка звукового анализаИгры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Конкурс чтецов произведений Барто Смотр - конкурс чтецов среди воспитанников группы «Теремок» МКДОУ «Лемешкинский детский сад «Солнышко», посвящённый 110 годовщине А. Л. Барто.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Перечень художественных произведений (для родителей) ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (для родителей) Младшая группа (3-4 года) - Песенки, потешки русского народа: «Поехали – поехали…»,.

Познавательный творческий проект «По страницам произведений В. Сутеева!» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только.

Развитие навыков фонематического анализа и синтезаРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза - Как научить детей "слышать" звуки? - Выделять конкретный звук из слова? - Составлять слово с заданным звуком? - Определять позицию звука.

Сценарий театральной постановки по мотивам произведений А. Л. Барто СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Л. БАРТО Действующие лица: Ведущий от автора Агния Барто Художники песочной.

Схема анализа занятия по математике Все мы проводим занятия сами и часто ходим на открытые занятия к своим коллегам,после которых высказываем свое мнение. И чтобы мне было легче.

Сундучки для звукового анализа в начале слов.Сундучки для звукового анализа в начале слов. Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 4 – 6 лет. Материал : сундучки красного, зеленого, синего.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности анализа лирических произведений
Опубликовано: 15 октября 2016 в 11:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...