Александра Полякова
Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
На базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная Ю. Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована применительно к дошкольному возрасту, что позволило эффективно решать проблему оказания помощи заикающимся детям, когда «стаж» заикания еще небольшой, а компенсаторные возможности организма ребенка велики.
Публикация «Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Программа семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников предполагает реализацию коррекционно-образовательного процесса в течение учебного года на четырех основных этапах:
I этап – пропедевтический;
II этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии.
III этап – активная семейная групповая логопсихотерапия.
IV этап – констрольно-поддерживающий.
В своем выступлении мы сделали акцент на раскрытие вопроса применения одного из важных элементов логопсихотерапии – библиотерапии. В работе с детьми мы применяем разновидность данного метода - сказкотерапию. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса. Мы остановимся более подробно на I – пропедевтическом этапе, который строится на динамической психотерапевтической диагностике.
Диагностика через сказкотерапию позволяет выявить неповторимые личные черты заикающегося ребенка и членов его семьи и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей работы.
Цель: распознавание личностно-коммуникативных особенностей ребёнка.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить неповторимые личные черты заикающегося ребенка и членов его семьи, создать «портрет неповторимости».
2. Расширить у ребенка представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
3. Формировать положительную самооценку и уверенность в себе, умение различать добро и зло, анализировать поступки героев.
4. Создать условия для формирования навыков саморасслабления.
5. Развивать навык саморегуляции при помощи мышечной релаксации.
6. Способствовать развитию навыков взаимодействия.
7. Способствовать преодолению барьера в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Способствовать формированию новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.
9. Способствовать развитию связной речи дошкольников.
10. Развивать зрительную и слуховую памяти, мышление, внимание.
В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма, работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль.
«Сказочный репертуар» подбирается в соответствии с определенными темами: «Общечеловеческие ценности», «Преодоление страха, сила духа», «Трудолюбие и успех», «Одиночество, обиды», «Чудесное превращение», «Эталоны красивой речи».
В каждой сказке мы проживаем героев, проходим все трудности, испытания. Такая работа позволяет поверить в волшебство, в волшебную силу, в волшебное превращение. Каждое занятие включает в себя этюды, подвижные игры, психогимнастику, релаксационные приемы, рисование и т. д.
Каждая НОД по сказкотерапии состоит из 5 этапов:
1 этап – психологическое вхождение в занятие-сказку. Включает в себя ритуал начала занятия; игру, направленную на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникации, доверия друг к другу; элемент вхождения в сказку.
2 этап – познавательно-игровой.
Происходит работа со сказкой в форме ее совместного проживания всеми детьми. В содержание «проживания» сказки включаются упражнения, направленные на обучение детей приемам саморасслабления, тренировку отдельных групп мышц (напряжение и расслабление, развитие физиологического и речевого дыхания в сочетании с голосом и движениями; активизацию и обогощение словарного запаса, умение свободно общаться друг с другом; развитие силы голоса, интонационной выразительности; развитие мелкой и общей моторики, развитие памяти и мышления, а также эмоционально волевой сферы ребенка.
3 этап – аналитический. Обсуждение основной темы, линии поведения главных героев, нахождение «сказочных уроков» и перенесение их в конкретные жизненные ситуации.
4 этап - фиксирование эмоционального отклика ребенка на произведение с помощью продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация).
5 этап – завершающий или психофизическая разгрузка. Релаксация, танец или психотерапевтическая игра; подведение итогов занятия.
Во время занятия одни этапы могут заменяться другими или появляться новые. Важно учитывать, что 1 и 5 этапы необходимы на каждом занятии. И в результате такой работы у детей сформировывается установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включенность в работу, включенность в предстоящий процесс «сказочного превращения». Каждый ребенок в результате выбирает близкого к себе сказочного героя.
Проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в Подготовке к сеансу.
Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. Нами используются сказочные образы Золушки, Прекрасного Принца, Стойкого оловянного солдатика, Герды, Мальвины, Буратино, Знайки, Дюймовочки.
Мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, плавность, звучность речи демонстрируется с помощью образа. Так, например, через образ Буратино, обращается внимание на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь, через образ Герды вводится эталон уверенной, громкой и плавной речи, через образ стойкого оловянного Солдатика - его уверенный, мужественный, спокойный голос.
Важная задача на подготовительном этапе - распознавание особенностей личности ребёнка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.
В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включенность в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлеченности в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.
Таким образом, метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем. Проживание сказки помогает обрести уверенность в себе, преодолеть страхи. Погружение в сказочный мир позволяет раскрыться каждому ребенку, преодолеть страх, скованность, стеснение, адаптироваться, а также способствует созданию благоприятных доверительных отношений в группе.
Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом.
Часть 2 (работа с родителями).
Работа по методике семейной групповой логопсихотерапии в детском саду на каждом ее этапе организуется по трем основным блокам: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа с детьми и родителями.
На I этапе с родителями также активно используется метод библиотерапии, понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму».
На пропедевтичеком этапе организуется динамическая психатерапевтическая диагностика как детей, так и их родителей. Особое место в данной диагностике отводится письменному анализу библиотерапевтической литературы - специально отобранные произведения в соответствии с основными темами:
• «Общечеловеческие ценности», «Сила духа, творчество» - Н. Уманская «Яблоня».
• «Отношения с внешним миром»; «Преодоление страха, сила духа», «Одиночество, обиды, страхи», «Чудесное превращение» - Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; А. П. Чехов «Тоска».
• «Взаимоответственность родителей и детей. Семейное воспитание». А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи».
Произведения предлагаются в особой связке с тестами и опросниками.
Проведенная диагностика, позволяет выявить семьи, имеющие нарушения в детско-родительских отношениях, связанных с нарушениями речевого общения у ребенка. Как правило, эти отношения выступают в форме:
• Непонимания родителями своего ребенка;
• Излишней фиксации на дефекте;
• Повышенных требований к ребенку;
• Гипоопеки;
• Несогласованных действий обоих родителей по отношению к ребенку;
• Повышенной чувства вины родителей.
Диагностика через библиотерапию позволяет выявить неповторимые личные черты членов семьи заикающегося дошкольника. И на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей работы. Материал логопсиходиагностики позволяет скоординировать не только индивидуальную, но и групповую работу с родителями.