Елена Непомнящая
Особенности детей с ранним детским аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушениями преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».
Причины возникновения и развития РДА. Наиболее распространены следующие:
Публикация «Особенности детей с ранним детским аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• генетическая обусловленность;
• органическое поражение мозга;
• нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям детского аутизма относят:
• постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;
• категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
• необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
• отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
• стериотипизация действий;
• патологическое фантазирование;
• манипулирование руками;
• погруженность в мир собственных переживаний;
• эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень на долго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются особенности:
• нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротекстность, но главное – неадекватная смыслу речи;
• своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
• отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;
• речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения, в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенную установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.
Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутическими чертами.
По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков.
В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РЛА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.
Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симтомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста.