Елена Бабарико
Особенности дидактической игры с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы уже отмечали, что главной, наиболее специфической и ведущей деятельностью дошкольников является игра.
• Почему играет ребенок?
• Что движет им в этой деятельности?
Суть её в том, что ребенок видит вокруг себя жизнь и деятельность взрослых людей, хочет в этой жизни принимать активное участие, однако, в силу своих возрастных ограничений и естественного недостатка необходимых для этого сил и способностей, не может в нее по- настоящему включиться.
Вопросы:
1. Какие педагогические игры вы знаете? (можно воспользоваться таблицей).
Публикация «Особенности дидактической игры с детьми младшего возраста» размещена в разделах
2. Что такое дидактическая игра и ее особенности?
3. Структура дидактической игры.
4. Виды дидактических игр.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через
а) игровую (обучающую) задачу,
б) игровые действия,
в) правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на
а) игры с предметами,
б) словесные,
в) настольно – печатные.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Вопрос:
Какие общие правила нужно учитывать при проведении дидактических игр?
РУКОВОДСТВО ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ
В педагогическом процессе дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ими. В разных возрастных группах педагогическое руководство имеет свою специфику в соответствии с психологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их.
1. Создать условия для игр (подобрать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игры.)
2. Подобрать игры и игрушки,учитывать сезонность.
3. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, приучать аккуратно убирать их на место.
4. Заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей, вводить усложненные варианты игровых действий, включение новых персонажей, дополнительных правил.
5. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
6. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
7. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.
8. При окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой, подчеркнув, как интересно им было играть вместе. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в младших группах - основной формой организации учебного процесса.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
При организации дидактических игр детей младшего возраста воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности : ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться («Я сам»)
Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности.
Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактической игр и, прежде всего, дидактической игрушки, которая привлекает внимание ребенка своей яркостью. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное отношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям, в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.
Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. («Заинька»). Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает ее с детьми, а затем говорит:
«Догадайтесь, дети, что в этой коробке?»
Для детей 4-го года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал, который все дети могли бы обследовать и активно действовать.
В играх дети ближе узнают друг друга по голосу, одежде («Отгадай, кто позвал!», «Знаешь ли ты, как его зовут» и другие)
При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила игры на ходу. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборе игрушки. У ребенка в руках пирамидка и воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем опять предлагает собрать пирамидку (воспитатель показывает и объясняет; ребенок выполняет по примеру воспитателя). Игра повторяется до тех пор, пока ребенок не усвоит основное правило. Впоследствии, дети охотно играют самостоятельно, воспитатель может ввести прием соревнования, кто быстрее соберет пирамидку? При этом воспитатель младшей группы помнит о том, что его речь должна быть эмоциональной, четкой и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть.
При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Воспитатель, закрепляя правила, может спросить детей:
«Что ты, Вова, будешь делать, когда подойдешь к чудесном мешочку?»
Чтобы игра проходила успешнее, воспитатель готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать
(указать конкретно, что, убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм: «Сегодня мы хорошо играли в
«Чудесный мешочек», а в следующий раз в мешочке будут другие игрушки, и мы будем их отгадывать.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время еды (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.)
Материальным центром дидактической игры являются игрушки и игровые пособия. Воспитателю необходимо с этой целью подобрать игрушки, картинки, различные предметы и хранить их в определенном месте.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально- волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения.
ПРИМЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1. Игры с предметами.
«Кукла Катя проснулась» (обедает, собирается на прогулку)
«Новая кукла», «Что изменилось» (игры с материалами)
«Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Кто скорее соберет», «Найди предмет по описанию», «Живое домино», «Больше – меньше», «Путешествие в страну вещей», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай предмет по звуку» и др.
2. Словесные игры
«Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Коза рогатая», «Заинька», «На птичьем дворе», «У медведя во бору», «Петушок», «Хохлатка», «Сова»,
«Птички», «Солнечные зайчики», «Вороны», «Птицы и автомобиль», «Еду – еду», «Курочка – рябушечка» и др.
3. Настольно – печатные игры.
«Парные картинки», «Сложи картинку», «Чьи детки», «Кому что нужно для работы», «Домино», «Когда это бывает» и др.