Елена Каргина
Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.
Публикация «Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей. Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлен постоянно возрастающей ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает успешность подготовки ребенка к школе.
Понятие задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память,внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Специальное комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60–70-е годы прошлого столетия. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой в 1959 г. Задержка психического развития – это состояние, при котором у детей отмечается отставание психических функций от возрастной нормы.
Понятие задержка психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социального отвержения.
Под задержкой психического развития понимается замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
В США, Англии, Германии эта категория детей обозначается как «дети с трудностями в обучении», «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», а также «дети с минимальными повреждениями мозга».
Н. В. Бабкина основными причинами отставания детей в развитии отмечает слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые часто усугубляются неблагоприятными условиями жизни ребенка в семье. В зависимости от причины появления выделяются три основные группы детей с задержкой психического развития, связанные с:
1 Особенностями течения беременности (перенесенные вирусные заболевания, хронические болезни беременной, влияние токсических веществ резус-конфликт и так далее);
2 Особенностями течения родов (родовые травмы ЦНС и асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты, сдавливание пуповины и так далее);
3 Социально-педагогические причины (недостаток эмоционального, психологического и педагогического воздействия со стороны взрослых, длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, эмоциональный фон в семье, излишняя опека и так далее).
Задержки психического развития начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О задержке психического развития можно говорить до младшего школьного возраста.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования личности в целом, ее познавательной, мотивационно-ценностной, эмоциональной и коммуникативной деятельности. Если потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Как отмечают многие исследователи (Т. А. Власова, Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, Ю. А. Костенкова, Р. И. Лалаева, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Е. В. Мальцева, В. И. Насонова, Н. А. Никашина, М. С. Певзнер, Л. И. Переслини, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, П. Б. Шохина, Л. В. Ясман и др., дети с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, формирования навыка чтения.
Чтение, по мнению И. А. Армеевой, – это сложный психофизиологический процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.
В современной научной мысли существует множество подходов к понимаю понятия «навык чтения». Обобщая мысли О. В. Елецкой навык чтения представляет собой :
– это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл;
– умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов (правильность).
– умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста (выразительность).
– он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым, слоговым с прочтением сразу целых слов и чтение целыми словами и группами слов (способ чтения).
– определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения (темп).
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
– технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой);
– понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Навык чтения проходит несколько ступеней в его формировании :
1) Первая ступень – усвоить графическое обозначение единиц чтения – буквы.
2) Вторая ступень – слого-аналитическая единица (слоговое чтение, понимание отстает от процесса чтения.
3) Становление целостных приемов восприятия (целыми словами). Ребенок осознает слово как часть предложения.
4) Синтетическое чтение (беглое) сформировавшийся навык. Понимание здесь даже опережает сам технический процесс чтения.
К числу базовых предпосылок обучения детей с нарушенным развитием чтению позволяют отнести достаточный уровень развития зрительного восприятия и памяти (зрительной, слуховой и зрительно-двигательной, внимания.
Дошкольники с задержкой психического развития достаточно успешно зрительно находят недостающие детали в изображениях знакомых реальных объектов. Однако они испытывают сложности в назывании этих деталей, заменяя его показом либо иногда даже «дорисовыванием» пальцем. Это является следствием, как правило, нарушений речевого развития. Зрительное восприятие дошкольников с задержкой психического развития характеризуется меньшей целенаправленностью, полнотой и недостаточной точностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. На это указывает в среднем меньшее количество находимых деталей, а также тот факт, что дети с задержкой психического развития показывают и называют только хорошо узнаваемые детали в знакомых объектах. Дошкольники с задержкой психического развития затрудняются в узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, а также предметов на контурных или схематических изображениях, когда изображение представлено одной линией, силуэтом, пунктиром или недорисованной линией. Привычные цветные изображения распознаются ими достаточно легко. Восприятие незавершенных геометрических фигур и их дополнение является для большинства дошкольников с задержкой психического развития сложным заданием, что в значительной мере, вероятно, обусловлено недостаточным их знанием. Хотя следует отметить, что распознавание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) они осуществляли успешно. Качество дополнения контура фигуры существенно снижается из-за несформированности графических умений. Таким образом, при относительной сохранности зрительного восприятия, у детей с задержкой психического имеют место специфические затруднения при оперировании разным материалом.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, наблюдаются недостатки непроизвольного и произвольного запоминания. Наблюдаются недостатки слухового, зрительно–двигательного и зрительного запоминания. Дети с задержкой психического развития не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Внимание характеризуется неустойчивостью, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Для ребенка с задержкой психического развития необходим более длительный период для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Вследствие чего у большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в чтении.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения звуковым анализом и синтезом. Детям с задержкой психического развития легкодоступны только простые формы звукового анализа. Большинство из них легко выделяют в словах лишь первый звук. Большая часть выделяют очередность звуков, состоящих только из обратных слогов в односложных словах. Также у них отмечаются существенные проблемы при необходимости выделить безударный гласный в конце слова (согласных при их стечении в одном слоге и в парных слогах; следующих за согласными гласных). Все перечисленное говорит о том, что из-за нейропсихологических отличительных черт у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не скопилось необходимого речевого опыта, требуемого для овладения грамотой.
Характерными особенностями при чтении для детей с задержкой психического развития являются : не сформировавшийся правильный способ чтения (побуквенное, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом выдает целиком); замены букв, чаще по графическому принципу; неправильные способы при чтении, стечения согласных – усечение, пропуск, добавление гласных.
О. Ю. Чиж указывает, что дети с задержкой психического развития долгое время и с огромными усилиями овладевают техникой чтения; мало подразумевают значение прочитанного; во время чтения допускают значительное число различных ошибок (пропусков, замен, перестановок, повторов, прибавлений букв, слогов, слов). Не высокая техника чтения, гармонирующая с низким запасом представлений об окружающем мире, скудностью словаря и ограниченностью общего развития, приводит к неудовлетворительному осмыслению лексического значения как отдельно взятых слов, так и текстов в целом.
Дети с задержкой психического развития с трудом осознают значение простых образных выражений. Им сложно понять значение общеупотребительных слов и словосочетаний, которые обозначают неизвестные им объекты и явления. Дошкольник в действительности никак не в состоянии самостоятельно применять контекст в целях осмысления входящих в него трудных слов и словосочетаний. Он долгое время никак не овладевает умением составлять с ними собственные предложения. Подобное состояние сохраняется и в том случае, если предъявлению указанного задания предшествуют анализ и объяснение неясных слов и словосочетаний.
Детям сложно определить временные, причинно-следственные взаимосвязи, дать характеристику героев и оценку их действиям. Длительное время дети испытывают сложности в правильном интонировании при чтении (прослеживается единообразие, недостаток пунктуационной интонации, нарушение динамических и синтагматических пауз). Безусловно, что все это затрудняет восприятие смысла прочитанного.
Все без исключения данные недостатки, с одной стороны, осложняют восприятие прочитанного, а с другой – задерживает накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, негативно сказываются на общем и речевом развитии учащихся, препятствуют преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков их познавательной деятельности, оказывают негативное влияние на весь процесс обучения. Для формирования техники чтения (правильности, беглости, выразительности) и понимания читаемого (сознательности чтения) важное значение имеет специально проводимая работа над произношением, развитие устной и письменной речи, ее словарным составом и грамматическим строем.
Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей : фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.