Татьяна Клименко
Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования пространственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста.
Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Пространственные представления необходимы при обучении ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам.
Публикация «Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При изучении математики пространственные представления нам нужны для:
- сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
- правильного написания цифр;
- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.
- понимания условий задачи.
При изучении чтения и письма пространственные представления также очень важны:
- усвоение образа буквы;
- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.
1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.
К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.
2этап: ориентирование в схематичном пространстве, например, на листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаках и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.
Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.
Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.
Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,
чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».
Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.
Ориентировка на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.
При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам. Формируем квази-пространство.
Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входят временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, временные представления абстрактны.
Для развития временных представлений можно использовать следующее игры: «Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года, «Дни недели» (Назовать дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели, «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».
Игра «Угадай-ка?» вопросы:
- Можно ли весной собрать урожай яблок?
- Правда ли что апрель бывает в середине лета?
- Правда ли, что перед июнем бывает июль?
- В августе расцветают первые цветы?
- Лето бывает перед весной?
- всегда ли после осени наступает весна?
- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?
- Можно ли летом слепить снеговика?
- летом идет снег?
- Зимой встретить медведя?
Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.
Литература:
1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М. : Гном-Пресс, 2000.
3. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
5. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. – М. : Советский спорт, 2006.
6. Дунаева З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М. : Педагогика, 1985.
7. Елецкая О. В. Горбачевскаяа Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О. В. Защиринская. – СПб. : «Речь», 2006.
8. Елецкая О. В. Горбачева Н. Ю. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М. : Школьная Пресса, 2003.
9. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
10. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.
11. Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М. : В. Секачев, 2006.
12. Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
14. Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.
15. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956.
16. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., «Школьная пресса», 2004.
17. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1.
18. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1991.
19. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.
20. Семаго Н. Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
21. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1, М. : Школа-пресс, 2000.
22. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
23. Семаго Н. Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
24. Семаго Н. Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
25. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.
26. Сунцова А., Курдюкова С. «Учимся ориентироваться в пространстве» рабочая тетрадь. – СПб: Питер, 2008. – 48 с. : ил. – (Серия «Детскому психологу»).
27. Титова О. В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М. : «Издательство «гном и Д», 2004.
28. Ульенкова У. В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.
29. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4.
30. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. ,2007
31. Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
32. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.