Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Клименко
Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования пространственных представлений

у детей старшего дошкольного возраста.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Пространственные представления необходимы при обучении ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

- сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);

- правильного написания цифр;

- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

- понимания условий задачи.

При изучении чтения и письма пространственные представления также очень важны:

- усвоение образа буквы;

- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

2этап: ориентирование в схематичном пространстве, например, на листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаках и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.

Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.

Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.

Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,

чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам. Формируем квази-пространство.

Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входят временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, временные представления абстрактны.

Для развития временных представлений можно использовать следующее игры: «Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года, «Дни недели» (Назовать дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели, «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

Игра «Угадай-ка?» вопросы:

- Можно ли весной собрать урожай яблок?

- Правда ли что апрель бывает в середине лета?

- Правда ли, что перед июнем бывает июль?

- В августе расцветают первые цветы?

- Лето бывает перед весной?

- всегда ли после осени наступает весна?

- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

- Можно ли летом слепить снеговика?

- летом идет снег?

- Зимой встретить медведя?

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Литература:

1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М. : Гном-Пресс, 2000.

3. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

5. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. – М. : Советский спорт, 2006.

6. Дунаева З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М. : Педагогика, 1985.

7. Елецкая О. В. Горбачевскаяа Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О. В. Защиринская. – СПб. : «Речь», 2006.

8. Елецкая О. В. Горбачева Н. Ю. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М. : Школьная Пресса, 2003.

9. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.

10. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.

11. Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М. : В. Секачев, 2006.

12. Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

14. Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.

15. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956.

16. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., «Школьная пресса», 2004.

17. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1.

18. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1991.

19. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.

20. Семаго Н. Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.

21. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1, М. : Школа-пресс, 2000.

22. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.

23. Семаго Н. Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.

24. Семаго Н. Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.

25. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.

26. Сунцова А., Курдюкова С. «Учимся ориентироваться в пространстве» рабочая тетрадь. – СПб: Питер, 2008. – 48 с. : ил. – (Серия «Детскому психологу»).

27. Титова О. В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М. : «Издательство «гном и Д», 2004.

28. Ульенкова У. В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.

29. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4.

30. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М. ,2007

31. Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.

32. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Консультация для родителей «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольники еще плохо ориентируются в.

Консультация «Особенности формирования навыков конструирования у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Особенности формирования навыков конструирования у детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель ГАПОУ.

Особенности формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста Введение И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес:.

Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. слайд 2 Цель: В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право.

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
Автор публикации:
Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2018 в 00:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...
Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...