Получи документы

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Елена Скоряк
Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными различение и произношение звуков, в недостаточной степени происходит овладение системой морфем, в результате чего плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение, в 50х-60х годах XX века, получило название «общее недоразвитие речи» .

Публикация «Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Как указывает Л. С. Волкова: «Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

Детальное изучение детей с общим недоразвитием речи определило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р. Е. Левиной выделить три уровня речевого развития этих детей.

К первому уровню речевого развития относятся «безречевые дети», то есть дети с отсутствием речи. Такие дети пользуются звукоподрожаниями, «лепетными» словами, сопровождают «высказывания» жестами и мимикой.

Во втором уровне, кроме «лепетных» слов и жестов, появляются, хотя и очень искажённые в фонетическом и грамматическом отношении, общеупотребительные слова.

Третий уровень речевого развития характеризуется присутствием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Так же Т. Б. Филичевой, в результате длительного комплексного психолого – педагогического изучения детей с речи общим недоразвитие была определена ещё одна категория детей с общим недоразвитием речи с незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Данную группу детей Т. Б. Филичевой определила как четвёртый уровень общего недоразвития речи.

Л. С. Волкова отмечает, что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Один из ведущих признаков - более позднее начало речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферы. Отмечается низкий уровень устойчивости внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической и смысловой памяти, у детей недостаточно развита вербальная память, нарушена продуктивность запоминания (34).

Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. указывают на то, что связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом усваивают анализ и синтез, сравнение и обобщение, хотя в целом, обладают достаточно полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту.

В работах И. Т. Власенко, Е. М. Мастюковой О. Н. Усановой имеются сведения о нарушении у детей с недоразвитием речи различных психических функций. Авторы указывают на несформированность слухового и зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, симультанного синтеза. Детям с общим недоразвитием речи свойственно нарушение произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного, отставание в развитии воображения, снижение мнестической функции, особенно словесного опосредствованного запоминания.

Ю. Ф. Гаркуша указывает, что дети с общим недоразвитием речи малоактивны, безынициативны. Нарушение общения проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

М. Ю. Горбачевская и Елецкая О. В. указывают, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, а так же несформированность произвольности в общении и деятельности. Нарушение письменной речи, отмечают авторы, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи возникает вследствие сложности определения правых и левых частей предметов, трудностей понимания схемы собственного тела и графического обозначения направлений, неспособности верно оценить пространственное расположение объектов. Вследствие чего, у них затруднено овладение полноценными навыками учебной деятельности и учебных умений.

Власенко И. Т. и Г. Р. Новикова отмечают недостаточное развитие у детей с ОНР зрительного восприятия, что ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Наряду с речевыми нарушениями и особенностями формирования высших психических функций, для детей с общим недоразвитием речи характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Большие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции.

В своем исследовании В. П. Дудьев, отмечает у детей с общим недоразвитием речи выраженность недостаточного развития движений кистей и пальцев рук. Наиболее низкие показатели имели пробы на динамическую и реципрокную координацию, переключаемость, дифференциацию и ритмичность движений, что свидетельствует о значительном несовершенстве моторики рук по эти параметрам. Так же несформированность тонких движений рук проявлялась в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в трудностях выработки «кинестетической мелодии» двигательного акта.

По данным проведенного исследования Т. П. Буцыкиной и Г. М. Вартапетовой, 33% школьников с нарушениями речи - испытывают незначительные затруднения кинестетической и кинетической организации движений, 41% имеют выраженные нарушения моторной сферы.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, несформированность всех компонентов моторики (артикуляционной, тонких движений рук, грубой, проявляется несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности регуляции и контроля двигательного акта, так же обнаруживается замедленность или застревание на одной позе.

Все вышеперечисленные нарушения, осложняют учебный процесс у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Как указывает Ахутина Т. В. и Н. М. Пылаева, нарушения зрительного восприятия у старших дошкольников ведут к трудностям выделения фигур, цифр, букв, соотношения их частей, определения величины, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов. При этом авторы отмечают, что несформированность зрительного восприятия обычно заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой моторной или зрительной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций. Как следствие, у дошкольников с ОНР наблюдается несовершенство зрительно-двигательной координации.

Для овладения графическими навыками письма, по мнению Е. Н. Российской, очень важно развитие движений пальцев и кисти руки.

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма, на этот факт указывали и такие авторы как Т. П. Сальникова, Е. И. Скиотис.

Недостаточное развитие мелкой моторики рук, несовершенная координация движений, неполноценность пространственного анализа и зрительно-моторной координации, приводят к нарушению графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и как следствие, данная категория детей попадает в группу риска по возникновению дисграфии.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 27 августа 2016 в 14:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД