Получи документы

Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста

Наталья Нечипорук
Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста

Аннотация

В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируются основные факторы, влияющие на игровую активность, включая физиологические, когнитивные и социально-коммуникативные аспекты. Особое внимание уделяется методам и методикам, направленным на поддержку и развитие игровой деятельности детей с ОВЗ. В работе представлены результаты исследования, направленного на выявление трудностей, возникающих в игровой деятельности у детей с различными категориями ОВЗ, а также предложены коррекционно-развивающие методы для их преодоления.

Публикация «Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

Кроме того, в работе будут приведены примеры успешных практик, которые могут служить ориентиром для педагогов и родителей, стремящихся создать инклюзивную игровую среду. Подходы к оценке результатов игровой деятельности также займут свое место в исследовании, так как понимание эффективности применяемых методик и подходов является важным для дальнейшего развития и коррекции образовательного процесса.

В заключение работы будут обозначены перспективы исследования, что позволит выделить направления для дальнейших исследований в данной области. Таким образом, данная курсовая работа направлена на глубокое понимание особенностей игровой деятельности детей с ОВЗ в дошкольном возрасте и разработку рекомендаций, способствующих их успешной социализации и развитию в условиях дошкольного образования.

Актуальность исследования

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и играет ключевую роль в формировании познавательных, коммуникативных и социальных навыков ребенка. У детей с ОВЗ игровая деятельность может быть ограничена по ряду причин: физиологические особенности, когнитивные нарушения, трудности в коммуникации, недостаточная социализация. Это требует создания специальных условий, адаптации игровых методик и индивидуального подхода в образовательном процессе.

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуальной задачей является интеграция детей с ОВЗ в коллективную игровую деятельность, что требует разработки эффективных методик и технологий, направленных на их развитие. Именно поэтому изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с ОВЗ является важным аспектом современной коррекционной педагогики и психологии.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – игровая деятельность дошкольников с ОВЗ.

Предмет исследования– особенности организации игровой деятельности детей с различными категориями ОВЗ, а также эффективные методики коррекционно-развивающей работы.

Цель исследования

Определить специфические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и выявить эффективные методы и приемы, способствующие их развитию и социальной адаптации.

Задачи исследования

1. Изучить теоретические основы игровой деятельности в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать особенности игровой деятельности у детей с различными видами ОВЗ.

3. Определить основные трудности, возникающие у дошкольников с ОВЗ в процессе игры.

4. Ознакомиться с коррекционно-развивающими игровыми методиками.

5. Оценить эффективность предложенных методов и приемов.

Методы исследования

- Анализ научной литературы – изучение теоретических и практических аспектов игровой деятельности детей с ОВЗ.

- Наблюдение – фиксация особенностей игровой активности дошкольников с различными формами нарушений.

- Анкетирование и беседы – изучение мнений воспитателей и родителей о проблемах игровой деятельности детей с ОВЗ.

- Психолого-педагогический эксперимент– включение специальных игровых методик в образовательный процесс.

- Количественный и качественный анализ данных – обработка полученных результатов с целью выявления закономерностей.

Методики исследования

1. Метод наблюдения– анализ вовлеченности ребенка в игру, уровня инициативности, особенностей взаимодействия со сверстниками.

2. Игровая диагностика– определение уровня развития игровой деятельности по критериям (мотивация, сюжетность, ролевое поведение, использование предметов-заместителей).

3. Коррекционно-развивающие методики – включение специально разработанных игровых упражнений, адаптированных для детей с ОВЗ.

Описание исследования

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений, где обучаются дети с ОВЗ. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 4–6 лет с различными видами нарушений (нарушение речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

На первом этапе проведено наблюдение за игровой деятельностью детей, выявлены основные трудности и уровень их самостоятельности в игре. На втором этапе применены адаптированные игровые методики, направленные на развитие познавательных, моторных и коммуникативных навыков.

Описание результатов исследования

Результаты исследования показали, что дети с ОВЗ испытывают трудности в организации самостоятельной игры, предпочитают индивидуальные формы игровой деятельности, проявляют низкую инициативность при взаимодействии со сверстниками.

- Дети с речевыми нарушениями испытывают сложности в вербальном взаимодействии, но активно используют жесты и мимику.

- Дошкольники с нарушениями ОДА затрудняются в подвижных играх, но охотно участвуют в настольных и ролевых играх с использованием специальных приспособлений.

- Дети с ЗПР демонстрируют низкий уровень сюжетной игры, склонность к стереотипному повторению действий.

Применение коррекционно-развивающих методик, таких как сенсорные игры, пальчиковые упражнения, театрализованные постановки, способствовало повышению интереса детей к игровому взаимодействию, улучшению коммуникативных навыков и развитию воображения.

Заключение

Игровая деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ требует особого подхода и специальных условий. Результаты исследования подтвердили необходимость адаптации игровых методик в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Разработанные и апробированные методики показали свою эффективность в развитии познавательных, моторных и социальных навыков детей с ОВЗ.

Создание инклюзивной игровой среды, использование адаптированных игрушек и специализированных игр, активное участие педагогов и родителей – все это способствует развитию игровой деятельности дошкольников с ОВЗ и их успешной интеграции в общество.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Интеграция игровой и изобразительной видов деятельности детей младшего дошкольного возрастаИнтеграция игровой и изобразительной видов деятельности детей младшего дошкольного возраста Игровая деятельность является неотъемлемой частью для любой формы образовательной работы с детьми младшего возраста. Игра - основной вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июня 2025 в 16:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нечипорук (УИ 1716071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 июля 2025 четверг
Молодой официальный праздник России!
Беседа о важном
День основания морской авиации ВМФ России
День дарения подарков
1945г.
18 июля 2025 пятница
Устраиваем праздник с воздушными шарами.
Расскажите Деду Морозу о лете



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных