Папки-передвижки

Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников

Юлия Сергеевна Кравцова
Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования поисково-исследовательской деятельности у дошкольников не является абсолютно новой. Однако за последние годы взгляд на нее значительно изменился. Это связано с новыми требованиями, предъявляемыми к школьному и дошкольному образованию. Согласно новым требованиям, ребенок должен быть субъектом в учении, общении, а также саморазвитии. Ничто так не способствует становлению субъектности, как поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок поставлен в условия поиска и «открытия» новой информации, самостоятельной постановки задач и предположений, анализа получаемых результатов и их обобщения. Активность ребенка в поисково-исследовательской деятельности несравнима с активностью, когда ребенку сообщается готовая информация, когда он действует в стереотипной ситуации. Добавим к этому, что в условиях поисково-исследовательской деятельности дошкольник проявляет высокую степень самостоятельности, помноженную на его личный и личностный опыт!

Публикация «Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников» размещена в разделах

В раннем и дошкольном возрасте ребенок является исследователем, так как он впервые познает и «открывает» окружающий мир. В этом возрасте ребенок подобен энциклопедисту, он «открывает» новые знания о разных областях действительности. Н. Н. Поддъяков указывает, что ребенок в дошкольном возрасте является тем человеком, который ежесекундно, ежеминутно и ежедневно экспериментирует, «открывает новые знания», поэтому поисково-исследовательская деятельность, по его убеждению, должна считаться одной из ведущих наряду с игрой. Ребенка-дошкольника, считает он, невозможно ограничить в поисковой активности, которая связана с открытием новых знаний и умений. Этот вид деятельности является более ранним по сравнению с игрой. Он настаивает на том, чтобы поисково-исследовательская деятельность считалась приоритетной в этом возрасте, наряду с игрой. Для ребенка дошкольного возраста познание окружающего мира сопровождается поисками. Н. Н. Поддъяков по этому поводу говорил, что дошкольник использует многократные пробы и ошибки, причем совершает их постоянно. И оградить его от этого пути практически невозможно. Это означает, что дошкольника необходимо научить целенаправленно искать, осуществлять поиск, экспериментирование с материалами, иначе метод слепых проб и ошибок может привести некоторых детей к отказу от поиска, не будет содействовать формированию целенаправленности, поисковой активности. Будучи естественной потребностью, потребность ребенка в поиске может быть нарушена дефектами воспитания и обучения: частыми подсказками, регламентированными действиями и др. Интеллектуальная пассивность, которая является следствием указанных дефектов, проявляется в нежелании и боязни ребенка действовать в условиях нестандартной ситуации, в новых условиях, в предложении его показать, как делать, выполнять, в просьбах и требованиях дать образец и др.

Наше исследование показало, что дети, владеющие высоким уровнем поисковых умений, относятся к высокому типу личностного опыта, для которого характерна взаимосвязь полных, точных и осознанных знаний, сложившихся навыков и умений.

Итак, ребенок-дошкольник по своей природе исследователь, для которого характерна потребность открывать, изучать, проявлять высокую поисковую активность, использовать разумные пробы, которые трансформируются в поисковые действия. Для такого ребенка характерны интеллектуальные эмоции, которые он испытывает при встрече с новой ситуацией, с «открытием» нового знания (недоумения, удивления, радости, восторга).

В возрасте 4-6 лет ребенка волнуют вопросы: Почему? Зачем? Для чего? Эти вопросы отличает направленность мышления ребенка на внутренние связи и отношения между объектами и явлениями. Исследовать различные связи и закономерности - это новообразование, которое связано с новыми формами мышления старшего дошкольника, направленными на поиск ответов на вопросы: Что это? Кто это? Особенно потребность исследовать развивается к старшему дошкольному возрасту, в котором ребенок уже не может довольствоваться готовыми ответами. В этом возрастном периоде дети могут широко экспериментировать с различными материалами и объектами. Неслучайно в программе «Детство» обозначен самый широкий диапазон экспериментального содержания по сравнению с предыдущими дошкольными ступенями, обозначенный в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (лед, снег, вода, пар, свойства воздуха и магнита, мыльных пузырей, пены, стекла, резины, воздуха, бумаги, дерева).

Чтобы у дошкольников развивалось исследовательское поведение, необходимо формировать соответствующие качества личности, развивать и совершенствовать ряд интеллектуально-поисковых умений (выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать промежуточные результаты с задуманным, с условиями задачи, давать оценку, обобщать получаемые сведения, делать выводы и др.). Педагогам ДОУ необходимо использовать специальное содержание и технологии, которые будут содействовать их формированию. А. И. Савенков, А. Н. Поддъяков предлагают для формирования исследовательских умений, таких как: умение видеть проблемы, анализировать содержание, выдвигать предположения (гипотезы, осуществлять поиск информации, умение классифицировать, умение обобщать полученные данные, делать выводы и др. специальные задания и игры, развивающие эти умения. Так, на формирование умения видеть проблемы А. И. Савенков предлагает задания: «Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ», «Посмотри на ситуацию со стороны других» (называются одушевленные и неодушевленные герои, «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Назови как можно больше признаков предмета» и др. На формирование умений выдвигать гипотезу автором предлагаются задания: «Найдите возможную причину события», «Что случилось бы, если,.», на умение задавать вопросы - «Угадай, о чем спросили», игры «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомца», «Вопросы домашних животных, если бы они умели говорить.» и др. Учитывая возможности, интересы и диапазон знаний дошкольника можно начинить эти задания и игры соответствующим содержанием.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять соб-ственную исследовательскую активность. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

При организации поисково-исследовательской деятельности следует помнить, что мальчики и девочки по-разному слушают и слышат, смотрят и видят, по-разному чувствуют и говорят, осознают и переживают события.

Итак, для дошкольника важными особенностями познавательной деятельности являются любопытство, переходящее в любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск и «открытие» новых знаний. Основными методами познания неизвестного на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей разного дошкольного возраста в условиях педагогического процесса в детском саду и дома должны стать наглядные и практические методы.

Литература:

1. Дыбина О. М., Поддъяков Н. Н. и др. «Ребенок в мире поиска». – М. ,2006

2. КосолаповаН. Г. «Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов».-Иркутск, 2008

3. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания».- Ярославль,2002.

Публикации по теме:

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания) Типы семейного воспитания. "Один родитель ценнее тысячи учителей". Китайская пословица Воспитание детей – важнейшая задача современной.

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу.

Формирование правил безопасного поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Экологическое воспитание старших дошкольников при реализации познавательно-исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп» «Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации познавательно – исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп».

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования.

Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано.

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями Ни для кого не секрет, что успех педагога кроется не только в его профессиональной подготовке и способности передачи опыта и информации.

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.

Консультация для педагогов «Особенности суицидального поведения детей и подростков» Рассмотрение организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних невозможно без учета современной об-становки.

Развитие познавательно-исследовательского интереса дошкольников посредством привлечения к простейшим экспериментам «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников
Опубликовано: 28 января 2018 в 12:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сергеевна Кравцова (УИ 302095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД