Папки-передвижки

Особенности использования арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Наталья Соловьева
Особенности использования арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»

В. А. Сухомлинский

«Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс»

(К. Роджерс)

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Публикация «Особенности использования арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была основана еще в 1927 г. Немецким психиатром А. Кронфельдом в статье «психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост.

Известно, что еще в древнем Китае для исцеления нервных потрясений практиковалось рисование иероглифов.

В нашей стране термин «арт-терапия» стал использоваться сравнительно недавно. Он был введен Андреано Хиллом в 1938 году при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

В буквальном смысле арт-терапия понимается как «исцеление искусством». В узком смысле слова арт-терапия рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства». Это наиболее мягкий и при этом глубинный эффективный метод решения различных психологических проблем и психосоматических заболеваний человека. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», «арт-технология».

Основная и важнейшая цель арт-терапии – помочь человеку гармонизировать свой внутренний мир путем развития способности самопознания и выражения себя в творчестве. Занятия арт-терапией помогают человеку раскрыть его внутреннюю мощную творческую энергию, благодаря чему происходит естественное освобождение от негативных эмоциональных и телесных «блоков», а значит оздоровление. Поэтому арт-терапию можно рассматривать как эффективное направление работы с детьми с ОВЗ. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Существует две формы арт-терапии : пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д [2].

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

На сегодняшний день существует множество приемов и видов арт – терапии, направленных на оказание психологической помощи клиенту.

В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии : рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; танцетерапию и др.

1) Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. На данный момент музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением. Музыкотерапия содержит два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми.

2) Танцетерапия- использование двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.

3) Песочная терапия. Песок - великолепный материал для работы с детьми различных возрастов. Дети с огромным интересом участвуют в выполнении заданий, работая с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом). Использование этой терапии развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети рисуют с большим удовольствием, строят замки, изображают в песочнице следы зверей и при этом сопровождают свои действия с речью.

4) Цветотерапия. Терапевтам необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. В настоящее время в ДОУ активно используется метод погружения в определенный цвет. Для активации с малоактивными и пассивными детьми терапевты используют задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Различные цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и др. Активным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Различные задания с цветом помогают развивать у детей сосредоточенность, внимание.

5) Терапия водой. Вода - интересующий и любимый всеми детьми объект для исследования. Самое первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода. Вода дает ребенку приятные и положительные ощущения, развивает различные рецепторы. Значение технологии заключается в том, что один из самых приятных способов обучения это игры с водой. Соответственно, это позволяет использовать технологию для обогащения эмоционального опыта ребенка, речевого развития и при трудностях с адаптацией.

6) Музыкоцветотерапия - это вид музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета. В последнее время, психотерапевтами все чаще обследуется связь между психическими и физиологическими процессами, что приводит к поразительным открытиям, содержащим положительные изменения в организме под воздействием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций. Рациональное использование цвета создают коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается

7) Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия основывается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

8) Фототерапия - один из методов арт-терапии, метод использования фотографий для оказания психологической помощи детям, испытывающим затруднения в развитии и не только. Фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.). Эта методика универсальна в применении: ее можно использовать как, отдельный метод (работая исключительной с фотографиями). Также можно сочетать с другими методиками арт-терапии и психотерапевтическими направлениями такими, как: изотерапия, гештальттерапия, семейная психотерапия и др. Методы фототерапии подходят как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых.

9) Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д.

10) Изотерапия (рисунок, лепка). Это самый распространенный вид терапии, лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. Существуют несколько направлений это метода:

-- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

-- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапию в разных областях медицины: психиатрии, терапии, в медицинской и специальной психологии. Использование изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии коррекционно-профилактическими задачами.

Изотерапия вносит хорошие результаты в работе с больными детьми - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

11) Библиотерапия - это использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства, с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).

Сейчас набирает огромные обороты совершенно новая методика арт-терапии, арт-синтез терапия.

12) Арт-синтез терапия - это взаимодействие сразу несколько видов искусств: музыка, живопись, скульптура, поэзия, литература, движение, танец, основы философии и немного математики. Чередование и объединение разных форм занятий больше энергии, более интересного и не так утомительно для детей. Во время занятий проводятся параллели между разными видами искусств. Дети путешествуют мысленно во времени и пространстве, рисуя или играя на музыкальных инструментах, и находят для себя наиболее близкое в культуре.

Занятие с использованием любое направления арт-терапии должно проводиться с учетом ряда условий:

1. Приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок обязательно должен быть успешен в данном виде деятельности.

2. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности.

3. Необходимо избегать оценочных суждений и сравнений. В арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

4. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения.

5. В этой деятельности важен процесс, а не результат. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы :

-практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

-арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

-арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ОВЗ нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.

2. Федяева М. А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7). URL : https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ ( дата обращения: 07.10.2019).

3. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Использование информационно компьютерных технологий для развития межполушарного взаимодействия в работе педагога-психолога Использование информационно компьютерных технологий для развития межполушарного взаимодействия в работе педагога – психолога с детьми с.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДООИспользование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОО В последние годы все больше развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в среду нормально развивающихся.

Использование лэпбука с детьми дошкольного возраста в работе педагога-психолога В настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий и избегание их выполнения. С другой стороны, современный.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска Проблема профилактики суицида и попыток самоубийства в среде детей и подростков занимает прочную позицию в работе школьного психолога, так.

Рекомендации педагога-психолога для специалистов по работе с трудными детьми Рекомендации по работе с трудными детьми. «Тревожные дети» Для руководителя физического воспитания: Не заставлять делать только.

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми-инвалидами Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 12 октября 2019 в 21:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД