Приложение МААМ

Особенности использования принципа наглядности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Елена Козлова
Особенности использования принципа наглядности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с ТМНР на занятиях «Окружающего природного мира»

(на примере темы «Животные»)

Козлова Е. В.,

учитель

ГБОУ школы-интерната №115 г. о. Самара

Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения, а именно:

- обеспечивают формирование образов природы и общества;

Публикация «Особенности использования принципа наглядности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

- создают при определенных условиях положительное эмоциональное отношение обучающихся к занятиям;

- способствуют более прочному усвоению знаний и пониманию их связи с жизнью;

- мотивируют познавательные интересы обучающихся.

Особенно важно использование различных методических пособий и следование принципу наглядности при обучении обучающихся со сниженным интеллектом. Чаще всего они не способны к абстрактному мышлению, поэтому любой материал следует доносить, задействуя, по возможности, все органы чувств ребенка. Обучающийся должен видеть объект изучения (если ему это доступно, иметь возможность воспринимать материал на слух и тактильно.

Использование различных пособий для наших обучающихся тем более актуально, что в условиях дома-интерната мы не имеем возможности использовать при изучении окружающего природного мира такие формы обучения, как экскурсии или посещение живого уголка. Даже регулярные прогулки доступны не всем ребятам. Соответственно, нам остаются занятия в классе.

В условиях занятий в классе невозможно всегда непосредственно наблюдать за предметами и явлениями в их естественном состоянии, поэтому необходимые понятия и представления могут быть сформированы при помощи наглядных средств обучения. Это карточки и иллюстрации, натуральные объекты (например, при изучении овощей и фруктов будет очень хорошо предъявить настоящие фрукты и овощи или их муляжи, развивающие игры, фильмы и видеофрагменты, мультимедийное оборудование (использование планшета и специальных приложений).

Сегодня я хотела бы продемонстрировать, какие пособия используются при знакомстве обучающихся с животным миром Земли.

1. Начнем с настольно-печатных пособий. Это, в первую очередь, карточки с реалистичным изображением различных животных (домашних, диких, а также их детенышей). Реалистичность — это очень важный принцип. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым. Поэтому если для ребенка эталоном слова «кот» станет персонаж мультфильма, то поменять это ошибочное представление будет непросто.

Особенно удачно принцип реалистичности используется в развивающих карточках Домана. Изначально они созданы для обучения дошкольников чтению, но и нам работать с ними очень удобно.

Карточки предъявляются ребенку не все вместе, а небольшими порциями. При этом важно правильно их сгруппировать. Лучшее обучение — это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашних животных (кошек, собак, а также всех тех животных, которых обучающийся мог видеть вживую (например, ворона, голубь).

2. В работе мы часто пользуемся видеоматериалами. С помощью планшета демонстрируются небольшие тематические видео по нужной нам теме.

Помимо того, что здесь обучающийся наблюдает движущееся, не статичное изображение, мы еще подключаем слух, давая понятие, как какое животное «звучит». Многие дети могут сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло. Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности, сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками — сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

3. Для закрепления материала могут использоваться игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания о животных, явлениях природы.

Например, удобно использовать пазлы. Ребенок сначала собирает картинку (самые простые состоят всего из двух частей, а потом называет (сам или с помощью учителя) получившееся животное.

4. Можно предложить ребенку угадать уже знакомое ему животное по контуру. Для этого можно использовать черно-белые карточки Зайцева. Если обучающийся не владеет речью, можно попросить его выбрать карточку с названным педагогом животным из нескольких (хотя бы из двух) вариантов.

5. Помимо работы с карточками, материал хорошо закреплять, занимаясь на уроках изобразительной деятельностью. Ребята с удовольствием раскрасят картинку с изображением животного, обведут ее по контуру. Чаще всего это происходит с помощью учителя. Очень удобно использовать трафареты. Так обучающийся точно сможет не выйти за контур и будет доволен получившимся результатом. Это важно, так как создает ощущение успешности и помогает формировать положительное отношение к занятиям.

6. Очень удачным пособием в моей работе оказалась магнитная доска. С ее помощью хорошо демонстрировать, в какой среде обитает то или иное животное. С помощью фломастера на доске рисуется, например, трава, дерево, озеро. Ребенку по одному предъявляются магниты-зверушки, и про каждый задается вопрос. Например: «Вот корова. Где она живет?». Задача учащегося поместить магнит вниз, где нарисована трава. «А это птица. Где она живет?» Понятно, что правильно будет «посадить» птицу на дерево, а рыбу в озеро.

7. Также сейчас появилось много разнообразных развивающих игр на липучках. Ими тоже очень удобно пользоваться на занятиях. Задача обучающегося прикрепить недостающую часть картинки на нужное место. Хорошо, что при этом уже закрепленная часть игры никуда не сдвинется. При изучении животных я использую такую игру на липучках: «Найди, где чья голова». Обучающийся должен найти каждой голове животного соответствующее туловище.

8. Ну и, само собой, в наше время мы широко используем электронные гаджеты в качестве учебных пособий. Интерактивный планшет также позволяет использовать различные образовательно-игровые приложения, помогающие в усвоении нужной нам темы. Мне очень нравится приложение «Детские карточки». В нем обучающийся может не только увидеть фотографии разных животных, их названия, услышать издаваемые ими звуки, но и поиграть в игру «Покажи, где?» В ней предлагается выбрать нужное изображение из нескольких вариантов. Например, «покажи, где лошадь». Даже если такие задания выполняются со значительной помощью учителя, ребятам они обычно очень нравятся, что формирует положительное отношение к учебному процессу.

Таким образом, использование различных типов пособий на занятиях по окружающему природному миру помогает сформировать у ребят начальное ощущение окружающего мира, непосредственного общения с которым они зачастую лишены. Ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зренияИспользование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зрения В рамках проекта «Доступная среда» нашему детскому саду, для детей с нарушением зрения были подарены удивительные книги. Удивительные.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности использования принципа наглядности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 12:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования принципа наглядности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова (УИ 3377746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД