Получи документы

Особенности изобразительной деятельности в младшем возрасте

Надежда Ануфриева
Особенности изобразительной деятельности в младшем возрасте

КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?

Н. П. Сакулина писала, что детская изобразительная де­ятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно при­обретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Публикация «Особенности изобразительной деятельности в младшем возрасте» размещена в разделах

Изобразительная деятельность детей (рисование, леп­ка, аппликация) относится к сфере изобразительного ис­кусства. Искусство — художественное (образное) отраже­ ние человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Ок­ружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобра­зительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, колорит, линия и др.).

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представ­ляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались мно­гие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушин-ского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флериной, Н. П. Са-кулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дья­ченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосред­ственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, пере­дать свое состояние. Помните у К. И. Чуковского «Бяка-за-каляка кусачая, я тебя боюсь!» Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.

Другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе ка­кое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, ли­нии, каракули приобретают значение, отражая мир, в ко­тором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба. а это акула-каракула подско­чила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит— сей­час съест. А это коровка. а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценно­сти, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.

Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Ска­зочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозмож­ного. А ведь риск, способность к риску, смелость — непре­менное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости неред­ко приходит излишняя осторожность. И взрослый в ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их ярко­сти, красочности, декоративности. В них радостное миро­восприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сбе­речь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок спо­собен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их мож­но назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под вы­разительностью понимается способность художника по­средством разнообразных приемов передавать человечес­кие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее ху­дожник, тем больше созданное им произведение воздей­ствует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) — это по­сильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская).

Итак, выразительность — качество детской художествен­ной работы, которое можно рассматривать как самостоя­тельное. Применительно к детскому рисунку выразитель­ность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является.

Как же удается ребенку выполнить выра­зительный рисунок? Какие средства он использует?

Одним из самых доступных для ребенка средств выра­зительности является цвет. Характерно, что использова­ние красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочета­нии присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему Дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообраз­но использует цвет, создавая выразительные образы. Од­нако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, ка­залось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина'' Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реаль­ностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее его со­держанием, и делает своеобразный «подарок» (Е. А. Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким по­дарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу.

Девочка (четре года) нарисовала свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»). Ис­пользование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многими ис­ следователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: ярки­ми, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изоб­ражает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печаль­ные явления.

Он по-прежнему остается средством выражения замыс­ла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Под­растая, ребенок может более тонко чувствовать и переда­вать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток Однако тяготение к яркому, сочно­му цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его одно­значно, земля — всегда черная (коричневая, небо — си­нее, солнце — желтое (красное, трава — зеленая и т. п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях по­казали, что очень важно обращать внимание детей на цве­товое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких на­блюдений, а также знакомства с произведениями извест­ных художников ребенок начинает использовать цвет бо­лее разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реаль­ному и «неподражательный»1. У ребенка должно быть пра­во выбора.

Другое средство выразительности, используемое до­школьником, — линия. Исследователи отмечают, что пред­меты, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Составляющими компонентами декоративности явля­ются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Ма­лыш строит рисунок, как бы уравновешивая простран­ственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа. Цветочек — с одной стороны и с другой).

Как и взрослые, дошкольники нередко используют при­ем гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень вы­разительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, рас­положением отдельных элементов рисунка.

Малышу очень трудно передавать движение. Но в ри­ сунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянув­шись как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглю­тинация, — склеивание, комбинирование в фантастиче­ском образе каких-то частей, качеств, свойств разных пред­метов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).

По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразитель­ности образа, созданного ребенком-дошкольником, важ­но видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие ню­ансы замысла, которые существенно изменяют наше вос­приятие и оценку готового результата.

Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного по­нимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать про­цесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Своеобразие, неповторимость детских работ — относи­тельно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и един­ственной характеристикой образа. То есть рисунок малень­кого ребенка может быть и неграмотен, невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба — «ро­машка»).

Оригинальность образа, продукта детской деятельно­сти, — показатель творческого воображения. В то же вре­мя следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобще­ния, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит.

Грамотность – способность выполнить изображение, используя способы создания реалистического образа. У детей рисунок не может быть абсолютно грамотным в силу недостаточного развития сенсорно-моторных анализаторов, ручных умений. Он приближается к грамотному (Сакулина Н. П.).

Рисование нужно, писал известный художник Б. М. Неменский, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые на­прокат у взрослого видения.

Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть разви­тие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, ме­тоды включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах спо­собностей, отмеренных природой. Самое успешное разви­тие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.

Каковы же задачи руководства детской изобразительной деятельностью?

Это прежде всего формирование мотивов изобразитель­ной деятельности детей. Зрелая деятельность по своему назначению, смыслу ориентирована на других людей, ее результат (художественный образ) предназначен для вос­приятия другими людьми. Детская изобразительная дея­тельность не сразу становится таковой. На ее мотивы в большей степени влияет общее мотивационно-потребностное поле того или иного возрастного периода. Домини­рующее отношение ребенка к окружающему миру (пред­метам, людям) реализуется не только в ведущей деятель­ности, но и влияет на другие виды деятельности, в част­ности изобразительную. Это проявляется в мотивах дея­тельности, безусловно, чаще всего неосознаваемых до­школьником, тем более детьми раннего возраста.

Поэтому в раннем возрасте (с года до двух-трех лет, когда ребенок ориентирован в большей степени на пред­метный мир, доминирующими будут мотивы, связанные с интересом к материалу, действиям с ним, к "открытию" образа (содержания) в каракулях, сначала на ассоциатив­ном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить каракулями тот мир, который малыша окру­жает и интересен ему. Педагогу важно вьщелить это как специальную задачу целенаправленного обучения малышей. Примерные ее формулировки: вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, сти­мулировать исследовательские действия; поддерживать ра­дость малыша от достижений (от следа, оставленного фло­мастером (карандашом); поддерживать стремление ребен­ка видеть в каракулях образ, стимулировать образное видение, жажду "открытий". Поддерживать инициативу ре­бенка в стремлении отразить (обозначить) штрихами, ли­ниями предметный мир; закреплять понимание детьми об­разного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изображено все, что окружает малыша).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорно воспитаня детей раннего возраста. -Пермь,2010-с. 182

2. Мелик –Пашаев А. А. ,Новлянская з. н. Художник в каждом ребенке. -М. ,»Просвещение»,2008 г. -175

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М., 2007-208 с.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.»Сфера».2007 г. -(мл. ср. ст. группы)

5. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. -М. ,2000г. -159 с.

6. Комарова Т. С. Зарянова О. Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. -1999.,150 с.

7. Слободчиков ВИ. Антрополгическая перспектива отечественного образования. -ЕКАТЕРИНБУРГ. -2010.,262 с.

8. Дошкоьное образование как ступень системы общего образования (научная концепция) под ред. В. И. Слободчикова. (Слободчиков В. И. ,Короткова Н. А. ,Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. –М. 2005г. -ж-л.»Детский сад со всех сторон».№19 (май)2006г.

Публикации по теме:

Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте [Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность.

Физическое развитие в младшем дошкольном возрастеФизическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.

Формирование основных движений в младшем возрасте Особенности физического развития Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать.

Использование лэпбуков в младшем дошкольном возрастеИспользование лэпбуков в младшем дошкольном возрасте «Интеграция социально – коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на основе использования лэпбуков».

Макет по опытно-экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте по ознакомлению с правилами дорожного движенияМакет по опытно-экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте по ознакомлению с правилами дорожного движения Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет.

Развитие театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте. Рекомендации для воспитателей и родителей Театр - яркое и эмоционально - динамичное искусство, оказывающее воздействие на детей и взрослых целым комплексом художественных средств.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Больница» во 2 младшей.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» во.

Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности изобразительной деятельности в младшем возрасте
Опубликовано: 5 июня 2018 в 08:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД