Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Анна Борисова
Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕ.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому, является центром духовно - нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочие., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастное и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. Не претендуя на всесторонний охват этих трактовок, попытаемся рассмотреть основные подходы, связанные с изучением детских отношений в дошкольном возрасте, а именно детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Для нас изучение психологических особенностей поведения детей старшего возраста в конфликтных ситуациях является актуальным, поскольку сфера профессиональной деятельности связана с работой с детьми этого возраста.

Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии (4, с. 5).

Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликтадолжна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

• объект (предмет спора);

• субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

• условия протекания конфликта;

• масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

• стратегии и тактики поведения сторон;

• исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Конфликт представляет собой сложный динамический процесс,включающий следующие основные стадии:

• предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта

конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт

• разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций,среди которых наиболее важными являются:

• диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

• деструктивная - появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем.

Управление конфликтомможно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (лидер).

Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (8,с. 10).

Противодействие субъектов конфликтаможет разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Признаками конфликта являются:

• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,

• неделимость объекта конфликта, т. е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;

• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации (7, с. 63).

Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т. е. предмета конфликта.

• Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).

• Отсюда субъект конфликта - участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.

• Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, то, что вызывает их противодействие (материальная, социальная или духовная ценность) (7, с. 74).

Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени, пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы. В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико. Классификация конфликтовпроводится в соответствии с рядом факторов:

способом их разрешения (насильственные, ненасильственные);

• сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные);

• направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные, смешанные);

• степенью выраженности (открытые, скрытые);

• количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые);

Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации (10, с. 12). Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.

Итак, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликтимеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

1.2 Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и педагоги, политики, руководители, социальные работники, словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

На современном этапе, конфликт можно считать нормальным явлением. Хотя конфликт, возможно, не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его, как какую – то патологию или аномалию. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Таким образом, конфликт – это не обязательно плохо.

В конфликтных ситуациях изменяется система отношений и ценностей, люди как бы по-другому начинают воспринимать реальность, зачастую совершая действия, которые им в обычной ситуации не свойственны.

Известно, что истоки формирования личности лежит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. Но уже простое наблюдение в любой группе кратковременного пребывания позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни приходят и чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники почему-то не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень отношений между детьми.

Конфликтные отношения с детьми, в конечном счете, способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам, к самому себе. Негативные формы поведения, как правило, свидетельствуют о возникновении защитных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми.

Уже в дошкольном возрасте отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целую систему, со своей внутренней структурой и динамикой развития. С того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самопознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в группе.

Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения, самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия. Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным.К таким параметрам относятся: особенности характера межличностных отношений, общения, содержание оценочных отношений, специфика общественного мнения, уровень развития совместной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать интересы партнера. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Появляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно-взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, труде, конструировании. В деятельности, построенной по типу «совместно - дружно - вместе» складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более изобретательными и приобретают более устойчивый характер. Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умение организовывать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Неприятных» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность.

Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует специальному эталону, сформированному на основе оценок взрослого и собственных взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают сверстников исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения к ним.

В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга 3 формы общения ребенка со сверстниками:

- эмоционально – практическое;

- ситуативно-деловое;

- внеситуативно – деловое.

Ребенок стремиться действовать с «равными ему людьми», потому что «равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми», только с ними он научиться жить «на горизонтальной плоскости», а значит строить те особые связи, которые он не мог приобрести, общаясь лишь с взрослыми.

Что касается младшего дошкольного возраста, то потребность в сверстнике выступает как потребность в нем как партнера по игре. Дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного «интересно играющего» ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Даже положительные личностные качества не компенсируют в глазах сверстников «основного дефекта» таких детей. Особенно активно сверстники избегают контакта с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества.

Ребенок также активно отвергается сверстниками при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающемся у излишне активных, не умеющих управлять своим поведением людей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества; с другой стороны это медлительные дети, не умеющие развивать динамизм действий, необходимый в игре.

В результате, лишенные возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить собственную острую потребность в совместной игре, что приводит, в конце концов, к глубокому конфликту со сверстниками.

Несформированность игровых навыков ведет к рассогласованию между требованиями партнеров и возможностями ребенка в игре. Успех в игре так важен для ребенка, что его отсутствие ведет к снижению уровня самооценки, к искажению детского самосознания.

Известно, что дошкольнику трудно сотрудничать и общаться, особенно со сверстниками. Нередко в ходе общения и взаимодействия вспыхивают конфликты, возникают обиды, ссоры, соперничество, противостояние.

Взаимоотношения между детьми – центральная проблема в жизни любого детского коллектива. Это то, чему не учат. Но именно взаимоотношения между детьми определяют моральный климат группы и состояние каждого отдельно взятого ребенка. В игре дошкольник согласовывает свое поведение с поведением других ее участников.

Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняются недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумение уступать, делиться). Конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры, не может реализовать их из – за неадекватности способов сотрудничества.Главные причины в этом: излишняя двигательная активность или, напротив, медлительность действий.

Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается и тогда, когда, владея игровыми навыками и способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников.

Причинами конфликтов детей со сверстниками могут быть не только несформированность действий и операций, но и искажение в мотивах игры. Конфликты в мотивах игры в меньшей степени тормозят развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры. Неудовлетворение индивидуальных доминирующих потребностей к значительным искажениям в развитии эмоций, самооценки, самосознания, мотивов поведения.

В мировой практике сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Но для того, чтобы каждый мог найти свой путь поведения, следует уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации:

- уход от конфликта,

- попытка договориться,

- сотрудничество,

- путь «борьбы»,

- приспособление (уступчивость).

Таким образом, попытаемся выделить основные причины конфликтности ребенка:

1. Низкое статусное положение в группе.

2.Неадекватное оценивание себя в ситуации общения:

- высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового,

- эмоциональная неуравновешенность,

- тревожность и боязнь общения,

- несформированность игровых навыков.

3. Отсутствие навыков общения.

4. неадекватность способов сотрудничества:

- доминирование авторитарных тенденций поведения,

- эгоизм,

- искажение общей формулы мотивации игры «не выиграть, а играть».

В зависимости от того, какая причина имеет место, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить.

Итак, дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. (16, с. 19).

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Презентация (выступление) 2 слайд Тема моей творческой работы: «Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Уважаемые коллеги! Мы.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной.

Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста» Основное содержание воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста – это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей.

Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития экономических отношений в России все больше возрастает интерес ученых различных областей к особенно­стям социализации.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с задачами дошкольного учреждения на новый учебный год и возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 07:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»
Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую моторику...
Детский мастер-класс по рисованию красками по мотивам гжельской росписи «Гжельская...
Детский мастер – класс по рисованию красками «Гжельская посуда» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе...
Конспект познавательной прогулки «Как рождаются снежинки» для средней группы к...
Цель: продолжить знакомство детей со свойствами снега. [/b] Задачи: Образовательные: формировать представление о состоянии воды в окружающей...