МААМ-картинки

Особенности коррекционно-развивающей деятельности с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Особенности коррекционно-развивающей деятельности с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми

Цель:

Организационный момент: разделить коллег с помощью картинок Деда Мороза и Снегурочки.

Слайд №1

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались с вами, чтобы подробнее разобраться в особенностях коррекционно-развивающей деятельности с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми.

Слайд №2

Итак, для начала разберемся кто же такие гиперактивные дети.

Публикация «Особенности коррекционно-развивающей деятельности с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми» размещена в разделах

Гиперактивность («активный» — от латинского «activus» —– деятельный, действенный, «гипер» — от греческого «hyper» — над, сверху — указывает на превышение нормы) у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

Слайд №3

Все чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами) : невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Слайд №4

Проблема распространённости СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

Слайд №5

• Во-первых, дети с гиперактивностью имеют трудности с усвоением школьной программы;

• Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся нарушителями общественного порядка и попадают на учет в КДН (Комиссия по Делам Несовершеннолетних);

• В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;

• В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 - 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

• В-пятых, нарушениями внимания страдают от 10% до 30% всех детей школьного возраста, т. е. в каждом классе обычной школы 4 - 5 человек - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Слайд № 6

(Разделить с помощью картинок Деда Мороза и Снегурочки)

Предлагаю вам Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка». Для этого вам нужно разделиться на две группы. Первая группа составляет портрет активного ребёнка, а вторая – гиперактивного.

Цель: определить психологические черты гиперактивных и просто активных детей, разграничить их.

Оборудование: альбомные листы для каждой группы.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа самостоятельно составляет портрет ребенка, выбирая только его характерные особенности (для первой группы - задача составить портрет просто активного ребенка, а для второй - гиперактивного).

На слайде перемешаны термины, а затем показать правильный слайд

Слайд № 7

Перед вами на экране термины. Они вам помогут определить активного и гиперактивного ребёнка

Слайд № 8

Проверим, что же получилось.

Слайд № 9

Какие приемы и методы работы использовать с гиперактивным ребенком?

1. Сказкотерапия (применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).

2. Прием тактильного контакта (гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же как и взрослый устают от потока своей энергией)

3. Техники дыхания (несомненно нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)

4. Метод смены деятельности (в работа с гиперактивными детьми это важный метод потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).

5. Прием поощрения/ легкое наказание (поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон, наклейка и т. д.)

Слайд №10

Что такое тревожность?

Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые к этому не предрасполагают.

Слайд №11

Тревожные дети стараются всегда держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Слайд №12

Рассмотрим критерии определения тревожности у ребенка :

1. Испытывает постоянное беспокойство.

2. Испытывет трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо.

3. Испытывет мускульное напряжение ( например: в области лица, шеи)

4. раздражителен.

5. Имеет нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Так же существует анкета по выявлению тревожного ребенка (опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992)

Слайд № 13

Предлагаю вам практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

Педагоги разбиваются на 2 группы и каждая группа составляет словесный портрет тревожного ребенка : какие качества и свойства поведения ему характерны.

По истечении 5 минут групповой работы составляется общий портрет тревожного ребенка. Ватман с характеристиками вывешивается на доску.

Слайд №14

Примерный портрет

Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Слайд №15

Работа с тревожными детьми

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; в третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Слайд №16

Агрессия (от латинского «аgrеssio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Слайд №17

Единой классификации агрессии и агрессивности нет и создать ее трудно. Каждая классификация несет свой смысл, чаще всего виды агрессии не имеют строгих границ и агрессивное поведение может складываться из совокупности различных факторов.

Слайд №18

Перед вами факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности :

1. Семейные:

• безразличие или враждебность со стороны родителей - очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;

• разрушение эмоциональных связей в семье - когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;

• неуважение к личности ребенка - агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;

• чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей - чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;

• ограничение физической и эмоциональной активности - если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как

положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его

агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

2. Личные факторы:

• подсознательное ожидание опасности – если мать ребенка во время

беременности не чувствовала достаточной защищенности, все эти ощущения

передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира.

• неуверенность в собственной безопасности – когда ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;

• эмоциональная нестабильность - до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.

• недовольство собой - отсутствием эмоционального поощрения от взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно

• повышенная раздражительность из-за чувства вины.

3. Ситуативные факторы:

• плохое самочувствие, переутомление - чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;

• влияние продуктов питания - доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением определенных продуктов.

• влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Тип темперамента:

менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения;

Слайд №19

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы

1. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают».

2. Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-либо психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга, сопровождающимися негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков.

Слайд №20 - 21

Предлагаю вам по уже сложившейся традиции нарисовать портрет агрессивного ребёнка. Но для начала может, кто то из вас хочет поменяться фигурками и обновить ваши команды?

Слайд № 22

Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений :

- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного

поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать книгу с верхней полки», позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

- Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование

физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды.

- Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину.

- Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

- Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не

на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи.

- Контроль взрослых над собственными негативными Эмоциями

Педагогам и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то

он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд № 23

Коррекционно – развивающие игры для детей я приготовила вам в электронном виде. Предлагаю поделиться ими, как только закончится доклад.

Слайд №24

30 января - День Мороза и Снегурочки – это древний языческий праздник. В эти дни обычно рассказывают сказки и легенды о Деде Морозе и о Снегурочке.

В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.

Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.

День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже была не за горами широкая и щедрая

Слайд №25

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

vystuplenie_pfi4q.pptx | 4962,18 Кб
 
Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционно-развивающей деятельности с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми
Опубликовано: 13 октября 2020 в 14:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД