МААМ-картинки

Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Лариса Некипелова
Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Как показывает практика, часто на первый план в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, что в дальнейшем может служить одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Поэтому, очень актуальной остаётся проблема оптимизации целенаправленной коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Слоги представляют собой сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств.

В процессе усвоения слоговой структуры слова ребёнок проходит длительный и сложный путь развития, в ходе которого, его речь претерпевает целый ряд закономерно сменяющихся фаз. Отсюда такое разнообразие нарушений слоговой структуры слова, представленных А. К. Марковой:

- пропуски слогов и звуков в слове;

- ошибки добавления числа слогов;

- ошибки сокращения групп согласных;

- уподобление звуков и слогов;

- перестановки звуков и слогов в слове.

К трём годам, при нормальном развитии речи, у ребёнка исчезают практически все трудности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте стоит говорить не о формировании, а о коррекции недостатков слоговой структуры слова, в рамках коррекционно-развивающей работы при системном нарушении речи, в том числе и общем недоразвитие речи.

Так же учёные подчеркивают, что искажения слоговой структуры слова являются одним из диагностических показателей общего недоразвития речи и имеет ряд особенностей на разных уровнях речевого развития:

- при первом уровне речевого развития звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

- при втором уровне речевого развития отчётливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур.

- при третьем уровне речевого развития зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Таким образом, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в систематической целенаправленной логопедической коррекции слоговой структуры слова, как проявления системного недоразвития речи.

Поэтому нами определены пути оптимизации коррекции нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, и выделены три основных раздела коррекционно-развивающей работы.

Первый раздел, включает пособия, необходимые для проведения подготовительной работы по следующим направлениям:

- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

- развитие временно-пространственной ориентировки;

- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Второй раздел, включает в себя игры и упражнений направленные на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР. Игры и упражнения проводятся на вербальном материале и выделяется нескольких уровней:

- уровень гласных звуков;

- уровень слогов;

- уровень слов;

- уровень коротких предложений;

- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Переход на следующий уровень осуществляется только после усвоения материала предыдущего уровня. Важно использовать не только речевой анализатор, но и слуховой, зрительный, тактильный. Большую часть совместной деятельности педагога с детьми составляют упражнения на формирование собственно слоговой структуры слова, а именно восприятие и проговаривание лексических единиц различной структурной сложности.

Третий раздел, включает консультации, направленные на оптимизацию сотрудничества внутри педагогического коллектива и взаимодействия педагогов с родителями: теоретические аспекты диагностирования нарушения слоговой структуры слова, а так же практические рекомендации по использованию игр, упражнений, литературных произведений для её развития и коррекции.

С целью повышения эффективности коррекционная деятельность по формированию слоговой структуры слова в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляется в различных видах деятельности и должна проводится всеми педагогами, работающими с детьми группы : логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Большими возможностями для формирования предпосылок к развитию слоговой структуры слова обладают музыкальная и двигательная деятельность. Поэтому целесообразно привлекать к данному виду коррекционной работы музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы по формированию слоговой структуры слова. Таким образом, воспитатель закрепляет сформированные логопедом у ребёнка речевые навыки. Также целесообразно использовать тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает воспитателям осуществлять коррекционную работу в вечерние часы.

Взаимодействие учителя - логопеда и других педагогов, работающих с детьми группы, не должно ограничиваться «подготовительным этапом».

Таким образом, система работы по оптимизации слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, позволит не только развивать и совершенствовать речевые умения и навыки, но и будет способствовать оптимизации взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми как в рамках коррекционно-развивающего процесса, так и вне его.

Список литературы

1. Агранович 3. Е. Логопедическая работа но преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 48 с.

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Изучение слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями // Логопедия : методические традиции и новаторство / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 67с.

3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М. : «Скрипторий 2003», 2010. - 240с.

4. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

5. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 10:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД