Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи

Марьясова Екатерина Вадимовна
Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи

Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы с данной категорией дошкольников развитие у них связной устной речи. Это способствует наиболее полного преодоления барьера речевого развития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Развитие связной устной речи у детей данной категории, отметим и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - отмечаем изначально сложный процесс, который усложняется многократно, если имеет место общее недоразвитие речи. При работе с этой категорией необходимо учитывать - структура речевого дефекта таких детей является очень вариативной (характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии). В процессе построения коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать речевую и умственную деятельность детей, вызвать у них положительную мотивацию, активизировать максимально познавательную деятельность детей с общим недоразвитием речи, применять разнообразные методы и приемы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития. Основная распространенность нарушений речи у детей с ОНР, вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей, повышения эффективности коррекционного воздействия. ОНР носят часто системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с общим недоразвитием речи и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

В следствии изучения данной проблемы обнаружилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. Основным недостатком восприятия у этих детей ОНР возникает высокое замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются "не схваченными". Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.

Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одними из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание.

У данной категории выделяется яркая истощаемость внимания которая заметна, неусидчивость. Все это указывает на том, что в результате нейропсихологических особенностей у детей с общим недоразвитием речи в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта.

По результату изучения данной категории детей можно сделать вывод, что у детей с данной речевой патологией - слухоречевая память развита на низком уровне. В воспроизведение слов особенность детьми с недоразвитием речи заключалась в следующем, что практически все они воспроизводили периодически вместо одного слова другое (вербальную парамнезию).

Важной особенностьюлексики детей ОНР является: 1) ограниченность словарного запаса, 2) более значительное от детей нормы, разногласие объёма активного и пассивного словаря, употребление слов неточное, актуализации словаря вызывает затруднение. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём пассивного словаря у них близок к норме. Все-таки употребление слов в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения актуализация словаря. Дети характеризуются отставанием в развитии (большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Данные нашего исследования подтверждаются исследованиями Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной [27]. Надо указать, что дети контрольной группы показали более высокие результаты, чем дети экспериментальной группы.

Результаты проведенной нами работы показали недостатки детей с ОНР.

Особенностина наш взгляд определены не сформированность словарного запаса: и ограниченным объёмом словаря, несформированность семантического поля в которое включено слово неумением детей выделить в слове основной существенный признак. Не сформирован у детей атрибутивный словарь (в речи используют лишь прилагательные, возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Также при проверке прилагательных были частые замены которые свидетельствуют о том что эти дети не выделяют существенных признаков не дифференцируют качества предметов.

Следующее отличие данной группы от детей нормы - номинативный словарь, развит гораздо хуже чем у детей с нормальным речевым развитием, это характеризует трудность с актуализации (неточность употребления слов).

Предикативный словарь у детей с ОНР находиться на низком уровне развития в связи с низкой ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в лексиконе отсутствуют действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения.

Проведение исследования на классификацию предметов: представило, что не у всех детей сформированы операции классификации. Чаще всего встречались вербальные парафазии.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи связанная речь недостаточно сформирована.

Публикации по теме:

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников Актуальность проблемы речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном.

«Овладение звуковым строем речи младшими дошкольниками в условиях клубной работы» «Государственная Программа развития Образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» определяет полиязычное образование с дошкольного.

Беседа, загадка, физкультминутка с дошкольниками «Правила поведения при пожаре» Физкульт-минутка Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, Пристально мы смотрим вдаль. «Дворники» очистят стекла.

Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР» Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи».

Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада На базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой.

Отчёт по самообразованию «Использование фототехники при работе с дошкольниками» «Использование фототехники при работе с дошкольниками» Хочу сразу отметить, что тема очень интересная и объемная: ограничений нет - можно.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи
Опубликовано: 24 мая 2017 в 13:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...