Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Гурова
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Работая в подготовительной к школе группе, приходилось слышать озадаченных родителей дошкольников.Чаще всех звучали следующие вопросы: «С какого возраста отдавать в школу? Как подготовить ребенка к школе? Достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы?». И это естественно, ведь начало обучения в школе – сложный этап в жизни ребенка, который требует определенный уровень готовности к этому новому виду деятельности - учебному.

Сейчас в первом классе предъявляются к школьнику высокие требования: должен читать, считать, уметь связно рассказывать и формулировать грамотно вопросы. Но надо понимать, что готовность ребенка к обучению в школе заключается не только в этом. Понятие готовности к учению значительно шире. Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую позицию в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Самое главное при переходе на новую ступень развития- психологическая готовность к учебе, то есть сформированность всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.

Вот на мотивационной готовности я как практикующий воспитатель, и хочу остановиться. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности, познавательного и коммуникативного, позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появиться. Но как показывает практика, интерес может появится, а может и пропасть.

Мотив в психологии – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Мотив к обучению у будущего школьника может быть социальный, позиционный, учебный, оценочный, игровой и внешний.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, с помощью которой можно развить интерес к учению, но это должен быть особый вид игры - дидактическая игра, то есть обучающая, в основе которой лежит учебная задача и познавательный мотив. Занятия в детском саду проводятся в различных интересных игровых формах. Это викторины, путешествия, соревнования, но с четкими правилами, которые необходимо выполнять и соблюдать дисциплину.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если ребенка мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то,что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, такие дети принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности с учебой. Если такому ученику не помочь вовремя, в последующих классах он станем слабоуспевающим. Отгадывание загадок, занимательных задач, задания на развитие мелкой моторики рук с элементами творчества - все это способствует развитию необходимых качеств будущего школьника.

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, таких детей в школе привлекает внешняя атрибутика. На таких детей следует обратить особое внимание и работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу. Этот мотив преобладает почти у всех будущих школьников. Такие дети хотят идти в школу потому, что купили красивую школьную форму, модный портфель и пенал.

Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка со стороны педагога должна быть положительной. В случае доминирования внешних мотивов (такие дети хотят в школу, потому что так решили взрослые) при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, такие дети активны, задают много вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности. Такие дети учатся в начальной школе на среднем уровне, а к старшим классам успеваемость повышается.

Полноценная учебная мотивация должна включать в себя не только познавательные, социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребенка, которая проявляется в доминировании какого- то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

У воспитателей подготовительных групп стоит задача: сформировать интерес к учебе. Беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу все это формирует мотивацию к обучению в школе. Замечено, что в формировании у дошкольника интереса к учению, решающую роль играет еще и семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

Отношение ребёнка к процессу обучения наряду с другими развитыми психологическими признаками составляет основу для заключения - готов или не готов ребёнок учиться в школе.

Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Но, мотивацию к обучению можно повысить.И ответственные за это мы - взрослые: родители, педагоги и учителя.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 05:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

Конспект НОД по аппликации с детьми средней группы с использованием технологии В. В....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе ( аппликация) с использованием технологии В. В. Воскобовича «Красивые пирамидки для...
Стихи о мимозе ко Дню мимозы на МAAM
Стихи о мимозе, ко Дню мимозы на МААМ 1. Март, и скоро праздник мамы. Город запестрит цветами. Вот тюльпаны , а вот розы. Ветки желтенькой мимозы. 2....
Фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста. Цель занятия . Учить детей...