Папки-передвижки

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

Ольга Брюханова
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Публикация «Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии» размещена в разделах

Стёртая форма дизартрии характеризуется неярко выраженными признаками, которые часто сложно заметить без специального обследования. Ребёнок может не испытывать явных затруднений с произношением, однако его дыхательные ритмы и артикуляция могут быть нарушены. Важно отметить, что дизартрия может возникать по различным причинам, включая органические повреждения, неврологические расстройства или особенности индивидуального развития.

Причины дыхательных нарушений

Дыхательные нарушения у детей со стёртой формой дизартрии могут быть связаны с несколькими факторами. Одной из главных причин являются нарушения тонуса мышц, контролирующих дыхательный процесс. Низкий тонус может вести к ограниченной подвижности грудной клетки, что затрудняет процесс вдоха и выдоха. В результате этого, речевые функции также испытывают свои ограничения: ребёнок может говорить быстрее, чем способен нормально дышать, что приводит к задышке или прерывистости речи.

Нарушения могут также возникнуть в результате недостаточной координации между дыхательными мышцами и речевыми органами. У детей со стёртой формой дизартрии может наблюдаться несогласованная работа диафрагмы и межреберных мышц, что значительно усложняет процесс формирования звуков. Также стоит учитывать, что недостаточная осознанность своего тела и дыхания в раннем возрасте усугубляет ситуацию.

Влияние дыхания на развитие фонематического восприятия

Формирование правильных дыхательных навыков играет важную роль в способности ребёнка воспринимать и различать звуки речи. У детей с лёгкой формой дизартрии дыхательная функция нередко нарушена, что сказывается как на произношении звуков, так и на их слуховом различении. При затруднённом дыхании ребёнку становится сложно точно воспроизводить речевые звуки, что может затруднить овладение речью в целом.

Иногда дети избегают произнесения определённых звуков, так как для них требуются большие дыхательные усилия. Это приводит к формированию "пустот" в фонематическом восприятии и, как следствие, к трудностям в освоении чтения и письма. Таким образом, проблемы с дыханием могут быть не только причиной речевых, но и учебных затруднений.

Подходы к коррекции дыхательных нарушений

Несмотря на сложности, у специалистов есть эффективные способы помощи детям со стёртой дизартрией. Основной задачей коррекционной работы является развитие правильного дыхательного механизма и гармонизация его с речевой деятельностью.

Одним из ключевых направлений выступает дыхательная гимнастика. С помощью специальных упражнений удаётся укрепить дыхательные мышцы, повысить объём лёгких и улучшить синхронность дыхания и речи. Чтобы занятия были интересны ребёнку, их часто проводят в игровой форме. Например, популярны игры с выдуванием — такие как «Дыхательный шар» или упражнения с трубочками, когда нужно сдувать мячик.

Также в арсенале логопедов имеются приёмы, направленные на развитие артикуляции и слуховой дифференциации звуков. При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его уровень развития и интересы — только тогда коррекционная работа будет максимально эффективной.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии
Опубликовано: 18 мая 2025 в 21:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брюханова (УИ 526958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных