Папки-передвижки

Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста

Юлия Фролонцова
Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы формирования навыка словообразования у детей дошкольного возраста. Авторами представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня и особенностей сформированности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : словообразование, словообразовательные процессы, производные слова, имя прилагательное, дошкольный возраст.

Публикация «Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования. А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой – ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение [1; 4; 5].

Е. И. Литневская словообразованием называет процесс образования производных слов, раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Словообразование как раздел языкознания способствует решению следующих задач: установление происхождения слова в современном языке (наличие производной основы); определение механизмов, с помощью которых данное производное слово было образовано [2].

Для изучения состояния навыка словообразования имен прилагательных у дошкольников мы руководствовались диагностикой с использованием нейропсихологических методов Т. А. Ахутиной, Т. А. Фотековой [3]. Диагностическая программа включала три блока: изучение навыка словообразования относительных прилагательных; изучение навыка словообразования качественных прилагательных; изучение навыка словообразования притяжательных прилагательных.

На рисунке 1 представлены результаты изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников.

Рис. 1. Результаты изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников

По результатам изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников выявили, что у 83,3% детей отмечается средний уровень, для 16,7% испытуемых характерен низкий уровень. Анализ ответов дошкольников показал, что наиболее затруднительным для всех испытуемых было образование относительного прилагательного из сочетания «кукла из соломы». Так, наиболее частыми ответами были такие как «соломная», «соломяная», «солома» (повторение существительного, от которого нужно образовать слово). Типичными ошибками были следующие: варенье яблок: яблоковое, яблоко, яблокное; кисель из клюквы: клюкевенный, клюква, клюкванный; салат из моркови: морковенный, морковковный, морковка; лист дуба: дубиный, дубовновный, дубовный.

На рисунке 2 представлены результаты изучения навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников.

Рис. 2. Результаты изучения навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников

Изучение навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников показало, что у 91,7% детей наблюдается средний уровень, 8,3% дошкольников демонстрируют высокий уровень. В целом старшие дошкольники достаточно успешно справились с заданием по образованию качественных прилагательных. Однако, отмечались некоторые типичные ошибки. Например, больше всего трудностей у большинства детей вызывало образование качественных прилагательных от слова «если ветер» : ветерный, ветряной, ветряный. Также были замечены и другие ошибки: за жадность: жаденый, жадностный, жадности; за трусость: трусостный, трустный; если днем мороз, то день: морозенный, морозовый, морозы; если дождь: дождяной, дожденный.

На рисунке 3 представлены результаты изучения навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников.

Рис. 3. Результаты изучения навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников

Согласно полученным данным исследования навыка словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников, 66,7% детей имеют средний уровень, для 33,3% испытуемых свойственным является низкий уровень. Словообразование притяжательных прилагательных оказалось трудным для детей. Было допущено множество ошибок, например: у волка: волкина, волкавна, волки; у медведя: медведина, медведяная; у льва: львовая, львавная; клюв у птицы: птицын, птицов; гнездо у орла: орловье, орланое, орловно.

На рисунке 4 представлены результаты изучения навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников.

Рис. 4. Уровень сформированности навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников

Изучение навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников позволило сделать вывод о том, что у большинства детей отмечается средний уровень, составивший 66,7%, однако, у 33,3% дошкольников наблюдается низкий уровень.

Список литературы

1. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2010. – 216 с.

2. Литневская Е. И Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 240 с.

3. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.

4. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М., 2009. – 125 с.

5. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.twirpx.com/file/533680/ (15.10.2020)

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2020 в 19:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД