Лучший педагог года

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией

Ирина Ивановна Филиппова
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией

Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Публикация «Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах

Современный этап логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих этот диагноз, увеличивается (подавляющая масса детей с нарушениями речи).

Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата.

В отечественной логопедии нарушения моторики органов речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы (Кольцова Л. С., Мастюкова Е. М., Лурия А. Р. и др., таким образом, у детей с дизартрией наблюдается отставание в развитии не только артикуляционной моторики, но и в ручной и общей.

В основе нарушений общей моторики – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы – врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения тела человека.

Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Несмотря на то, что у детей данной категории не наблюдаются выраженные параличи и порезы, как правило, общая моторика их отмечается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, отсутствием легкости, грациозности при выполнении упражнений. Также у детей с дизартрией можно наблюдать затруднения при необходимости удерживать равновесие, в пробах темпоритмического характера, вялость (паретичность) движений, а иногда напряженные (спастические) движения.

Кроме отставания в развитии общей моторики, как правило, у дошкольников с дизартрией наблюдается несформированность тонких движений пальцев рук. Она проявляется при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности, нечеткости пальцевых движений, в моторной истощаемости (замедление темпа, смазанность, неточность движений, различных синкинезиях (содружественных движениях, в низком уровне ручной ловкости на манипулирование с мелкими предметами.

Руководствясь методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными Левиной Р. Е., Спировой Л. Ф., Чиркиной Г. В., тестами по исследованию двигательных функций я разработала способы диагностики состояния общей и ручной моторики. С помощью их исследую двигательную память, переключаемость движений, самоконтроль при выполнении двигательных проб, статическую и динамическую координацию движений, пространственную организацию двигательного акта, ритм. Данные обследования заношу в общий мониторинг развития речи, подвергаю количественному и качественному анализу.

Надо отметить, что просматривается четкая прямая зависимость между уровнем развития речи детей и состоянием их моторной сферы – у детей с нетяжелыми речевыми диагнозами нарушения состояния общей моторики менее выражены, чем у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Стойкость отклонений в двигательной сфере детей с диагнозом «дизартрия» требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений, которая должна быть направлена на совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики, на параллельную работу коррекции речи.

В частности, для решения поставленных задач коррекцию общей моторики мы проводим по следующим направлениям:

• регулирование мышечного тонуса;

• совершенствование основных видов движения;

• совершенствование статической и динамической координации движений;

• совершенствование пространственной организации двигательного акта;

• развитие глазомера и меткости;

• преодоление темповых и ритмических нарушений;

• тренировка точности и ловкости движений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Коррекционная работа проводится на физкультурных занятиях, во время проведения физкультурных минуток, на музыкальных занятиях, во время проведения организационных моментов, на прогулках.

Публикации по теме:

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.

Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из.

Презентация о занятиях на развитие мелкой моторики детей Презентация разработана для работы с детьми младших групп. Ученые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы.

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет Приложение 1 Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Развитие мелкой моторики Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения, сжимая и разжимая кулачки. Это движение становится.

Развитие мелкой моторики детей 5–7 лет Для чего развивать моторику? Мелкая моторика – основа развития таких психических процессов, как память движение, восприятии, мышление,.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 летРазвитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Стригина Ольга Сергеевна, воспитатель, МБДОУ ЦРР №51 «Росток» Описание работы: Актуальной проблемой в наше время становится полноценное.

Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики Семинар — практикум с элементами тренинга «Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики» учитель-логопед Сагайдачная.

Влияние развития мелкой моторики на речь детей из опыта работы. На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией
Опубликовано: 27 мая 2018 в 07:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД