Получи документы

Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми

Бабаева Наталия Владимировна .
Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми

Введение

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Публикация «Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми» размещена в разделах

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

. Этнопсихологические особенности общения детей дошкольного возраста с взрослыми

Причастность человека к конкретной социокультурной среды, в котором она развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума.

Еще одним неопровержимым фактом является то, что в этом взаимосвязи речь идет не об абстрактной индивида, а конкретного человека с определенной системой национально-психологических особенностей. Итак, етнопсихологичний (от гр. Этнос - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (от лат. Natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностные взаимодействия. Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в етнопсихологичний литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-психологические явления, как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики. Близкими к данной дефиниции являются такие понятия, как «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет», изучение и анализ которых свидетельствует о том, что они опираются на ряд общих констант и особенностей, а именно: совокупность умственных установок, привычек мышления; определенный общий умственный инструментарий, психологическое оснащение; социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации; качество ума, характеризующей отдельного индивида или группы; способ мышления, присущий индивидов или группе; особенности социокультурного и этнопсихологичного развития; национальное самосознание.

Система национально-психологических особенностей индивида базируется на нескольких сферах: мотивационные (своеобразие мотивов, побудительных сил деятельности представителей той или иной национальной общины); интеллектуально-познавательных (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, которые дают возможность особо воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели способов достижения ее результатов); эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многих случаях зависит результативность деятельности); коммуникативно-поведенческой (эта сфера охватывает информационную и межличностные взаимодействие, отношения и общения, показывает разницу подобных проявлений у представителей различных национальных культур).

Этнопсихологические особенности характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей. В этнопсихологии различают мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие этнопсихологические особенности.

В раннем детстве у детей возрастает потребность в общении со взрослым. Ребенок выражает свое стремление позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении взрослого, сопереживании, доброжелательном внимании. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым познавательную деятельность.

. Общения по поводу игры; игрушка как средство общения и психологического развития ребенка

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.

Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, т. е искусства, украшающего наш быт, имеющего совершенно определенное назначение – служить человеку и радовать его.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Д. Б. Эльконин выделил в игре «реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий». В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

К разным игрушкам дети по-разному относятся, здесь имеется ввиду – фактура, материал из которых изготовлены игрушки. Например, к мягким игрушкам дети испытывают положительные эмоции: доброту, сочувствие. Холодные и резиновые вряд ли будут в числе любимых.

С мягкими игрушками дети спят, кормят их, разговаривают с ними. Они являются их полноценными друзьями. На протяжении всего детства малыши испытывают самые нежные чувства к любимой игрушки.

В куклы любят играть девочки. Сейчас куклы выпускают самые разнообразные и большие и маленькие, похожих на принцесс. Девочки с удовольствием их переодевают, дают им красивые имена, конечно, с подсказки мамы.

Играя в куклы, ребенок учится строить социальные отношения.

В старшем дошкольном возрасте, ребенок предпочитает играть в игры-соревнования: мячи, скакалки, кегли. Учатся они правилам той или иной игры, чтобы соревноваться с другими детьми. Малыш уже знает, что такое соревнование. Он старается быстрее всех бегать, прыгать.

Тем самым – воспитывается воля к победе!

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.

. Влияние совместной бытовой и трудовой деятельности на общение детей дошкольного возраста со взрослыми

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоцио-нальны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.

В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению

Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:

— в бытовом труде;

— при занятиях рукоделием;

— в конструктивной деятельности.

Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.

При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:

- самообслуживание:

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе.

В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

- педагог должен бы и, внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять И поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков

Начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:

• 2—3 года — терпеливое обучение;

• 3—4 года — продолжать знакомить, разъясни I ь:

• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;

• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;

• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом») .

Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.

Привлечение детей к участию в деятельности

Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Учитываются такие требования к организации совместной работы:

результат работы каждого ребенка должен быть виден;

- ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;

воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.

Существует несколько видов коллективной работы.

1. Подготовка праздников.

2. Изготовление икебан

3. Изготовление кукол

4. Изготовление масок и костюмов на Новый год.

5. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей.

6. Подготовка к спектаклям.

7. Организация празднования дней рождения.

8. Изготовление панно и украшений для интерьера детского сада или групп малышей.

. Методы изучения отношений дошкольников ко взрослым через навыки культуры общения

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер.

Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченые предложения и пр., ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое «Я».

Методы, выявляющие объективную

картину межличностных отношений

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

- социометрия,

- метод наблюдения,

- метод проблемных ситуаций.

Заключение

Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря им дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т. д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной.

Работа с родителями в детском саду. Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников» Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от.

Родительское собрание в средней группе «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать.

Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста Сборник игр, направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми. Составитель: Пономарёва.

Сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми. Презентация на тему[/b] Сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми. ГБДОУ.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми
Опубликовано: 17 марта 2017 в 08:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД