Гавриш Эльвира Владимировна
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Вы находитесь в нашем сельском детском саду. С 2014 года это структурное подразделение МАОУ СОШ п. Азанка.
Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах отличается от организации в обычных многогрупповых детских садов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах» размещена в разделах
В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов. Это младшая (1.5-4л, наполняемость группы -13 воспитанников) и старшая (5 -7л списочный состав 14 воспитанников) группы. От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, повышенного внимания, глубокого знания всех этапов развития ребенка, быстрой реакции, а значит крайне серьезной подготовки.
В соответствии же с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Что требует более тщательной подготовки воспитателя.
Воспитатели должны уметь соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте.
Что мы и пытаемся реализовывать в своем детском саду.
Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.
Развивающая среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
- детская мебель, соответственно должна быть двух -трех размеров.
Сегодня мы предлагаем совершить небольшую экскурсию по нашим групповым комнатам, чтобы познакомить вас с нашей РППС.
Как говорится "театр начинается с вешалки", так и наш детский сад начинается с небольшого коридорчика, где размещается нужная и полезная информация для родителей. Из него дети идут каждый в свою группу. Как я уже сказала у нас их 2, соответственно и две приемные, в которых имеются:
- шкафчики на каждого ребенка
- уголки безопасности и здоровья
- выставки детских работ, на шкафчиках лежат детские портфолио для того, чтобы родители могли ознакомиться с их наполняемостью.
Но есть и различия в приемных. В старшей разновозрастной группе при входе имеются смайлики, дети, заходя в приемную, выбирают тот смайлик, который соответствует в данный момент его настроению и вешает на дверцу своего шкафа. В течении дня он его может заменить после прогулки,
т. к. настроение у детей меняется.
Образовательная работа в группах осуществляется педагогами,как я уже говорила, в процессе всех режимных моментов. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей одновременно, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, как только ребенок заходит в групповую комнату.
Пройдем в помещение 1-ой разновозрастной группы.
Это у нас и игровая, и комната для занятий, и столовая. Это дверь в буфетную, куда доступ дети не имеют.
В ней находятся дети от 1,5 до 4-х лет. Столы и мебель подобраны соответственно возрасту
В РППС младшей группы отражены основные направления пяти образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты, к сожалению, у нас небольших размеров, но мы постарались его организовать в виде центров.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Представляем вашему вниманию
Центр сюжетно - ролевых игр «Семья – жилая комната»
В уголке имеются игрушки для детей от 1,5 до 4 лет довольно крупные и готовые к использованию.
- Атрибуты для игры «Семья» легко доступны, мобильны: холодильник с набором "скоропортящихся товаров", комод с одеждой для кукол, кухонная плита, стиральная машина, куклы, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями", каляски.
- На нижних полках, в легкой доступности, расположены игрушки (пирамидки, куклы. набор столовой и чайной кукольной посуды, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.) для малышей
На верхних полках расположены атрибуты для игр, в которые чаще играют дети 4 лет: " (какие)
2. Центр конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкие конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках разных цветов. Это позволяет детям переносить их и конструировать как за столом, так и на паласе. Здесь же имеется наборы мозаик разных форм и размеров.
3. У стены зона уединения. Где дети могу посидеть в кресле. Посмотреть книжки, поиграть любимыми игрушками
4. Рядом в отдельном уголке располагается "Парикмахерская" : зеркало, набор ножниц, расчески, набор "красок и шампуней", форма парикмахера.
уголок. Рядом шкафу находятся костюмы и шляпы для перевоплощения в задуманный ребенком образ.
5. Имеется небольшой патриотический уголок.
6. Зона сенсорного и психомоторного развития.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь.
Размещен материал в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена в специальной зоне, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеется достаточно материала как современного (приобретенного) так и сделанного своими руками.
- корзинки с прищепками и набором трафаретов,
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов (кубы, домик)
- Доски-вкладыши (с фигурками, домик с вкладышами - Набор объемных тел (кубы, кольца, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика (цветная, крупная)
- Рамки с застежками (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.)
- Тактильные дощечки.
- Разрезные картинки "Посудка","Найди пару","Рукавички", разделенные на 2-4 части
7. Центр Математики
8. Центр «Речевечок»
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи для детей 2-х возрастов
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
9. Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года, времена суток, дни недели);
- Иллюстрации животных, правила природы, мнемотаблицы ;
-Наборы овощей и фруктов;.
10. Игровые материалы по ПДД (светофор, набор дорожных знаков, жезл, машинки, макет перекрестка) размещаются в отдельной зоне. Все материалы, находятся в поле зрения и доступны детям любого возраста. Здесь же находятся наборы машинок разной величины.
11. Центр художественно-эстетического развития (рисования, лепки, аппликации).
Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 1,5 до 4 лет смог воплотить свой замысел в жизнь, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
Лепки
- Клеевые карандаши
- Подносы для форм и обрезков бумаг
- Щетинные кисти для клея.
Так как в группе есть дети 1,5-2 лет материал убираются. Остаются карандаши и бумага для свободного рисования.
12. Материал для игры "Супермаркет" : весы, касса, набор предметов продажи, униформа для продавца.
13. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница» : медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, форма мед. работника и др.).
Рядом с зоной сюжетно ролевых игр –где находятся костюмы и шляпы для перевоплощения в задуманный ребенком образ.
В групповой комнате имеется телевизор, с боковым входом для флешки, что удобно использовать, во время занятий, для показа презентаций. Имеется так же музыкальный центр.
Зона двигательной активности находится за дверью, в так называемом спортивно- актовом зале.
Туда мы с вами обязательно сходим.
В наших групповых имеются умывальная и туалетная комнаты.
Она оборудована кабинками для мальчиков и девочек 3-4 лет, но для малышей имеется шкаф с горшками, которые после использования обрабатываются и замачиваются в специальной емкости.
Здесь находятся: душевая лейку с поддоном и нагревателем, которые используются при необходимости подмывания малышей и для закаливания – обливание ножек в летний период.
Раковины для умывания и вешалки для полотенец, их столько, сколько в этот день детей.
Спальная комната на 20 детей.
Кроватки, стульчики для раздевания, стол для воспитателя, ноутбук и шкаф с методическими пособиями, массажные дорожки используемые после сна для гимнастики.
Спортивно-актовый зал
Чтобы попасть в спортивно- актовый, зал мы просто открываем дверь и переходим в другое помещение.
- Здесь же находится и центр воды и песка.
- Центр для рисования песком.
- Мини лаборатория для реализации естественнно - научного направления с необходимыми материалами для проведения опытов, экспериментов, конструирования из природного и подручного материалов.
В этих центрах работают дети двух групп.
При необходимости их можно перемещать в групповые комнаты.
Как я уже говорила, здесь зона двигательной активности для обеих групп.
В спортивном зале проводятся утренние зарядки, оздоровительная и музыкальная деятельность, праздники и развлечения.
Для двигательной активности детей доступен детям спортивный комплекс
-маты
- мячи
- флажки
- гимнастические мячи
- гимнастические палки
- мешочки для метания
- кегли
- обручи
- скакалки
- массажные дорожки
- коврики для гимнастики
- разнообразный игровой материал
Всем этим оборудованием дети пользуются во время занятий и во второй половине дня.
Здесь же воспитатели разучивают и проводят с детьми подвижные игры.
Чуть дальше находится центр театрализованных и музыкальных игр:
( разделена на две зоны: в музыкальном зале и в старшей группе)
- фортепьяно
- музыкальный центр
- детские музыкальные и шумовые инструменты
- Кукольный театр («Теремок», "Семеро козлят"(в группе)
- Настольный театр («Репка», «Лисичка со скалочкой»(в группе)
- Маски персонажей (в групповой и в муз. зале)
- костюмы разных персонажей
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок и сказок
- Ширмы переносные находится (в муз зале)
Методкабинет.
1. - компьютер с принтером
-методическая литература и пособия
- детская художественная литература
- документация
2. Уголок логопеда
- стол для индивидуальных занятий с детьми
- зеркало настенное, лампа
- шкаф с дидактическими пособиями, игрушками, пазлами, методической
литературой
Вторая Разновозрастная группа
Пройдем во 2-ую разновозрастную группу (старшей группе).В ней
Находятся воспитанники 5 -7 лет.
В отличии от младшей группы мебель по высоте другая.
Имеется доска, музыкальный центр, телевизор, что дает возможность воспитателю показывать детям презентации.
1. Уголок «Эколята»
2. Центр театрализованных игр:
( разделена на две зоны: в музыкальном зале и в групповой)
- Кукольный театр (в группе).Наборы кукол постоянно мняются.
- Маски персонажей (в групповой и в муз. зале)
- Ширмы находится (в муз зале).
3. Рядом Центр конструирования, где находится различные виды Лего из которого можно уже построить инфраструктуру целого город., схемы для конструирования. Есть и крупные кубики. Дети очень любят заниматься конструированием в свободное время.
4. Центр развития речи, где находятся книги, которые периодически меняются, дидактические игр для самостоятельных занятий.
5. Центр математики
6. Уголок уединения
7. Центр «Жилая комната», в котором, в отличии от младшей группы, другое наполнение: домик для кукол, разнополые куклы, куклы которым можно делать прически, переодевать.
Принадлежности для уборки помещения, бытовая техника.
8. Центр «Салон красоты»
9. Больничка с набором инструментов и формой мед. работника.
10. Игровые материалы по ПДД с набором разнообразных машинок, знаками дорожного движения. Все материалы находятся в поле зрения, и доступны детям.
11. Центр художественно-этетического развития (рисования, лепки, аппликации, набор бумаги, ножницы, клей и т. п.)
12. Центр патриотического воспитания,
Туалет и спальная комната такие же, как в младшей группе, только отсутствуют горшки.
В наших группах создана хороша развивающая предметно-пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Развивающая предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Но в своей работе мы используем не только помещение детского сада, но и ППС школы, где наши воспитанники занимаются кружковой деятельностью, изучают правила дорожного движения, знакомятся с библиотекой и её читательским фондом, кабинетами Точки роста- кабинет дефектолога и психолога. Сейчас мы свами и познакомимся с этими объектами.
Кабинет ОБЖ- изучаем правила дорожного движения, проводим развлечения, создаем проблемные ситуации. Отряд ЮИД под руководством Цыгановой Н. А. приглашают и проводят для нас игровые мероприятия.
2. Кабинет технологии- учитель технологии приглашает наших воспитанников на кружок «Умелые ручки».
3. Класс для ребенка РАС.
4. Актовый зал, где имеется сцена. Смотрим спектакли, которые ставят дети
занимающиеся в театральном кружке и сами разыгрываем здесь небольшие сценки.
4. Школьная библиотека, где наш педагог – библиотекарь проводит с дошколятами небольшие викторины, знакомит с произведениями детских писателей.
5. Кабинет 37, учитель технологии проводит занятия кружка «Робототехники» с нашими воспитанниками.
6. Кабинет 26 в этом кабинете имеется интерактивная доска и воспитатель Чернавская О. Д. иногда для наших ребяток проводит занятия кружка «Юный шашист». Сегодня в этом кабинете мы продолжим наш семинар тема второго вопрос:
2. Разновозрастные группы в детском саду и особенности её организации.
Система дошкольного образования по ФГОС направлена на создание условии ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. Но мы сегодня говорим о разновозрастных группах детских садов.
Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, то довольно непросто достигать достаточного уровня знания в рамках ФГОС,в разновозрастных группах особенно в маленьких населенных пунктах. Так как, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах формируются по иному принципу, не так как должны. Так в нашем саду группы скомплектованы детьми близкого и смежного возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе
имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает
им широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Однако работа педагога в этом случае имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:
- знать программы всех возрастных групп и их характеристики и целевые ориентиры;
- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
Поэтому воспитателю самому приходится искать пути решения, возникших перед ним проблем. И как следствие он изучает литературу, опыт других педагогов, пробует разные варианты, использует различные методы и приемы, и начинает использовать в своей работе самые удобные и подходящие для него и для каждого ребенка индивидуально, с учетом возрастных особенностей и возможностей.
Сам педагогический процесс идёт в двух направлениях, если в группе дети двух возрастов и это отнимает больше сил и времени.
Ведь, по сути воспитателю во время одной деятельности в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.
Самая главная особенность в работе воспитателя - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Педагог должен задействовать каждого воспитанника, побудить его к активному участию в образовательном процессе независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Организация педагогического процесса должна быть ориентирована на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.