Приложение МААМ

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах

Гавриш Эльвира Владимировна
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы

Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Вы находитесь в нашем сельском детском саду. С 2014 года это структурное подразделение МАОУ СОШ п. Азанка.

Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах отличается от организации в обычных многогрупповых детских садов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.

Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах» размещена в разделах

В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов. Это младшая (1.5-4л, наполняемость группы -13 воспитанников) и старшая (5 -7л списочный состав 14 воспитанников) группы. От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, повышенного внимания, глубокого знания всех этапов развития ребенка, быстрой реакции, а значит крайне серьезной подготовки.

В соответствии же с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Что требует более тщательной подготовки воспитателя.

Воспитатели должны уметь соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте.

Что мы и пытаемся реализовывать в своем детском саду.

Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.

Развивающая среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух -трех размеров.

Сегодня мы предлагаем совершить небольшую экскурсию по нашим групповым комнатам, чтобы познакомить вас с нашей РППС.

Как говорится "театр начинается с вешалки", так и наш детский сад начинается с небольшого коридорчика, где размещается нужная и полезная информация для родителей. Из него дети идут каждый в свою группу. Как я уже сказала у нас их 2, соответственно и две приемные, в которых имеются:

- шкафчики на каждого ребенка

- уголки безопасности и здоровья

- выставки детских работ, на шкафчиках лежат детские портфолио для того, чтобы родители могли ознакомиться с их наполняемостью.

Но есть и различия в приемных. В старшей разновозрастной группе при входе имеются смайлики, дети, заходя в приемную, выбирают тот смайлик, который соответствует в данный момент его настроению и вешает на дверцу своего шкафа. В течении дня он его может заменить после прогулки,

т. к. настроение у детей меняется.

Образовательная работа в группах осуществляется педагогами,как я уже говорила, в процессе всех режимных моментов. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей одновременно, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, как только ребенок заходит в групповую комнату.

Пройдем в помещение 1-ой разновозрастной группы.

Это у нас и игровая, и комната для занятий, и столовая. Это дверь в буфетную, куда доступ дети не имеют.

В ней находятся дети от 1,5 до 4-х лет. Столы и мебель подобраны соответственно возрасту

В РППС младшей группы отражены основные направления пяти образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповой комнаты, к сожалению, у нас небольших размеров, но мы постарались его организовать в виде центров.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Представляем вашему вниманию

Центр сюжетно - ролевых игр «Семья – жилая комната»

В уголке имеются игрушки для детей от 1,5 до 4 лет довольно крупные и готовые к использованию.

- Атрибуты для игры «Семья» легко доступны, мобильны: холодильник с набором "скоропортящихся товаров", комод с одеждой для кукол, кухонная плита, стиральная машина, куклы, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями", каляски.

- На нижних полках, в легкой доступности, расположены игрушки (пирамидки, куклы. набор столовой и чайной кукольной посуды, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.) для малышей

На верхних полках расположены атрибуты для игр, в которые чаще играют дети 4 лет: " (какие)

2. Центр конструктивной деятельности.

Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

Мелкие конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках разных цветов. Это позволяет детям переносить их и конструировать как за столом, так и на паласе. Здесь же имеется наборы мозаик разных форм и размеров.

3. У стены зона уединения. Где дети могу посидеть в кресле. Посмотреть книжки, поиграть любимыми игрушками

4. Рядом в отдельном уголке располагается "Парикмахерская" : зеркало, набор ножниц, расчески, набор "красок и шампуней", форма парикмахера.

уголок. Рядом шкафу находятся костюмы и шляпы для перевоплощения в задуманный ребенком образ.

5. Имеется небольшой патриотический уголок.

6. Зона сенсорного и психомоторного развития.

Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь.

Размещен материал в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена в специальной зоне, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеется достаточно материала как современного (приобретенного) так и сделанного своими руками.

- корзинки с прищепками и набором трафаретов,

- Объемные вкладыши из 5-7 элементов (кубы, домик)

- Доски-вкладыши (с фигурками, домик с вкладышами - Набор объемных тел (кубы, кольца, шары, диски)

- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине

- Мозаика (цветная, крупная)

- Рамки с застежками (шнуровка, пуговицы, кнопки)

- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.)

- Тактильные дощечки.

- Разрезные картинки "Посудка","Найди пару","Рукавички", разделенные на 2-4 части

7. Центр Математики

8. Центр «Речевечок»

- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

- Настольно-печатные игры по развитию речи для детей 2-х возрастов

- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

9. Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года, времена суток, дни недели);

- Иллюстрации животных, правила природы, мнемотаблицы ;

-Наборы овощей и фруктов;.

10. Игровые материалы по ПДД (светофор, набор дорожных знаков, жезл, машинки, макет перекрестка) размещаются в отдельной зоне. Все материалы, находятся в поле зрения и доступны детям любого возраста. Здесь же находятся наборы машинок разной величины.

11. Центр художественно-эстетического развития (рисования, лепки, аппликации).

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 1,5 до 4 лет смог воплотить свой замысел в жизнь, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:

- Наборы цветных карандашей (6 цветов)

- Восковые мелки (6 цветов)

- Гуашь

- Пластилин (6 цветов)

- Круглые кисти

- Емкости для промывания ворса кисти от краски

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после

промывания и при наклеивании готовых форм

- Клеёнки для аппликации

- Бумага для рисования

- Доски для лепки

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время

Лепки

- Клеевые карандаши

- Подносы для форм и обрезков бумаг

- Щетинные кисти для клея.

Так как в группе есть дети 1,5-2 лет материал убираются. Остаются карандаши и бумага для свободного рисования.

12. Материал для игры "Супермаркет" : весы, касса, набор предметов продажи, униформа для продавца.

13. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница» : медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, форма мед. работника и др.).

Рядом с зоной сюжетно ролевых игр –где находятся костюмы и шляпы для перевоплощения в задуманный ребенком образ.

В групповой комнате имеется телевизор, с боковым входом для флешки, что удобно использовать, во время занятий, для показа презентаций. Имеется так же музыкальный центр.

Зона двигательной активности находится за дверью, в так называемом спортивно- актовом зале.

Туда мы с вами обязательно сходим.

В наших групповых имеются умывальная и туалетная комнаты.

Она оборудована кабинками для мальчиков и девочек 3-4 лет, но для малышей имеется шкаф с горшками, которые после использования обрабатываются и замачиваются в специальной емкости.

Здесь находятся: душевая лейку с поддоном и нагревателем, которые используются при необходимости подмывания малышей и для закаливания – обливание ножек в летний период.

Раковины для умывания и вешалки для полотенец, их столько, сколько в этот день детей.

Спальная комната на 20 детей.

Кроватки, стульчики для раздевания, стол для воспитателя, ноутбук и шкаф с методическими пособиями, массажные дорожки используемые после сна для гимнастики.

Спортивно-актовый зал

Чтобы попасть в спортивно- актовый, зал мы просто открываем дверь и переходим в другое помещение.

- Здесь же находится и центр воды и песка.

- Центр для рисования песком.

- Мини лаборатория для реализации естественнно - научного направления с необходимыми материалами для проведения опытов, экспериментов, конструирования из природного и подручного материалов.

В этих центрах работают дети двух групп.

При необходимости их можно перемещать в групповые комнаты.

Как я уже говорила, здесь зона двигательной активности для обеих групп.

В спортивном зале проводятся утренние зарядки, оздоровительная и музыкальная деятельность, праздники и развлечения.

Для двигательной активности детей доступен детям спортивный комплекс

-маты

- мячи

- флажки

- гимнастические мячи

- гимнастические палки

- мешочки для метания

- кегли

- обручи

- скакалки

- массажные дорожки

- коврики для гимнастики

- разнообразный игровой материал

Всем этим оборудованием дети пользуются во время занятий и во второй половине дня.

Здесь же воспитатели разучивают и проводят с детьми подвижные игры.

Чуть дальше находится центр театрализованных и музыкальных игр:

( разделена на две зоны: в музыкальном зале и в старшей группе)

- фортепьяно

- музыкальный центр

- детские музыкальные и шумовые инструменты

- Кукольный театр («Теремок», "Семеро козлят"группе)

- Настольный театр («Репка», «Лисичка со скалочкой»группе)

- Маски персонажей групповой и в муз. зале)

- костюмы разных персонажей

- Фонотека с аудиозаписями детских песенок и сказок

- Ширмы переносные находится (в муз зале)

Методкабинет.

1. - компьютер с принтером

-методическая литература и пособия

- детская художественная литература

- документация

2. Уголок логопеда

- стол для индивидуальных занятий с детьми

- зеркало настенное, лампа

- шкаф с дидактическими пособиями, игрушками, пазлами, методической

литературой

Вторая Разновозрастная группа

Пройдем во 2-ую разновозрастную группу (старшей группе).В ней

Находятся воспитанники 5 -7 лет.

В отличии от младшей группы мебель по высоте другая.

Имеется доска, музыкальный центр, телевизор, что дает возможность воспитателю показывать детям презентации.

1. Уголок «Эколята»

2. Центр театрализованных игр:

( разделена на две зоны: в музыкальном зале и в групповой)

- Кукольный театр группе).Наборы кукол постоянно мняются.

- Маски персонажей групповой и в муз. зале)

- Ширмы находится (в муз зале).

3. Рядом Центр конструирования, где находится различные виды Лего из которого можно уже построить инфраструктуру целого город., схемы для конструирования. Есть и крупные кубики. Дети очень любят заниматься конструированием в свободное время.

4. Центр развития речи, где находятся книги, которые периодически меняются, дидактические игр для самостоятельных занятий.

5. Центр математики

6. Уголок уединения

7. Центр «Жилая комната», в котором, в отличии от младшей группы, другое наполнение: домик для кукол, разнополые куклы, куклы которым можно делать прически, переодевать.

Принадлежности для уборки помещения, бытовая техника.

8. Центр «Салон красоты»

9. Больничка с набором инструментов и формой мед. работника.

10. Игровые материалы по ПДД с набором разнообразных машинок, знаками дорожного движения. Все материалы находятся в поле зрения, и доступны детям.

11. Центр художественно-этетического развития (рисования, лепки, аппликации, набор бумаги, ножницы, клей и т. п.)

12. Центр патриотического воспитания,

Туалет и спальная комната такие же, как в младшей группе, только отсутствуют горшки.

В наших группах создана хороша развивающая предметно-пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Развивающая предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Но в своей работе мы используем не только помещение детского сада, но и ППС школы, где наши воспитанники занимаются кружковой деятельностью, изучают правила дорожного движения, знакомятся с библиотекой и её читательским фондом, кабинетами Точки роста- кабинет дефектолога и психолога. Сейчас мы свами и познакомимся с этими объектами.

Кабинет ОБЖ- изучаем правила дорожного движения, проводим развлечения, создаем проблемные ситуации. Отряд ЮИД под руководством Цыгановой Н. А. приглашают и проводят для нас игровые мероприятия.

2. Кабинет технологии- учитель технологии приглашает наших воспитанников на кружок «Умелые ручки».

3. Класс для ребенка РАС.

4. Актовый зал, где имеется сцена. Смотрим спектакли, которые ставят дети

занимающиеся в театральном кружке и сами разыгрываем здесь небольшие сценки.

4. Школьная библиотека, где наш педагог – библиотекарь проводит с дошколятами небольшие викторины, знакомит с произведениями детских писателей.

5. Кабинет 37, учитель технологии проводит занятия кружка «Робототехники» с нашими воспитанниками.

6. Кабинет 26 в этом кабинете имеется интерактивная доска и воспитатель Чернавская О. Д. иногда для наших ребяток проводит занятия кружка «Юный шашист». Сегодня в этом кабинете мы продолжим наш семинар тема второго вопрос:

2. Разновозрастные группы в детском саду и особенности её организации.

Система дошкольного образования по ФГОС направлена на создание условии ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. Но мы сегодня говорим о разновозрастных группах детских садов.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, то довольно непросто достигать достаточного уровня знания в рамках ФГОС,в разновозрастных группах особенно в маленьких населенных пунктах. Так как, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах формируются по иному принципу, не так как должны. Так в нашем саду группы скомплектованы детьми близкого и смежного возраста.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе

имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает

им широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Однако работа педагога в этом случае имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:

- знать программы всех возрастных групп и их характеристики и целевые ориентиры;

- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

Поэтому воспитателю самому приходится искать пути решения, возникших перед ним проблем. И как следствие он изучает литературу, опыт других педагогов, пробует разные варианты, использует различные методы и приемы, и начинает использовать в своей работе самые удобные и подходящие для него и для каждого ребенка индивидуально, с учетом возрастных особенностей и возможностей.

Сам педагогический процесс идёт в двух направлениях, если в группе дети двух возрастов и это отнимает больше сил и времени.

Ведь, по сути воспитателю во время одной деятельности в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.

Самая главная особенность в работе воспитателя - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Педагог должен задействовать каждого воспитанника, побудить его к активному участию в образовательном процессе независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Организация педагогического процесса должна быть ориентирована на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах
Опубликовано: 6 марта 2024 в 11:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастных группах» (включая файлы) размещена пользователем Гавриш Эльвира Владимировна (УИ 2377242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД