Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида

Ирина Щепетинникова
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида

В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, изменилась организация всего коррекционно-развивающего процесса в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Работа детского сада с приоритетным направлением – квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития,- определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений был запущен механизм создания образовательной программы ДОУ для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотрена адаптация содержания направлений развития общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.

Наименование Программы ДОУ, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., «Адаптированная образовательная программа» (для детей с ОВЗ, принятая на педагогическом совете МКДОУ (Протокол №1 от 01.09.2015 г.) и утверждённая приказом заведующего (Приказ № 28 от 01.09.2015 г., срок реализации - 2015-2016 учебный год. ООП ДОУ составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, пилотный вариант, 2014 г. и «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, 2015 г. Адаптированная ООП ДОУ размещена на сайте учреждения.

Структура адаптированной образовательной программы ДОУ, в соответствии с ФГОС:

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

2.1. Социально-коммуникативное развитие.

2.2. Познавательное развитие

2.3. Речевое развитие

2.4. Художественно-эстетическое развитие

2.5. Физическое развитие

2.6. Содержание коррекционной работы.

3. Организационный раздел

4. Краткая презентация Программы

Реализация раздела «Содержание коррекционной работы» ООП ДОУ отражает:

• содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы;

• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;

• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;

• планируемые результаты коррекционной работы.

Коррекционная работа содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.

Диагностическое направление включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

• диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Следует отметить, что в условиях ДОУ компенсирующего вида на этапе завершения дошкольного образования нужно щадящим образом характеризовать социальный и психологический портрет личности ребенка с ОВЗ, а также адаптировать мониторинговое обследование с применением специального инструментария с целью изучения динамики продвижения (с согласия родителей или законных представителей ребенка).

Коррекционно-развивающее направление включает:

• выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

Информационно-просветительское направление предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей для повышения педагогической компетентности.

Консультативная работа включает:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

• консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;

• консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Механизм реализации программы: взаимодействие специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.

Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Основные компоненты раздела «Содержание коррекционной работы» в общей структуре программы, которая явились руководством к действию при апробации:

• нормативно-правовое обеспечение, цели, задачи, принципы, этапы и механизмы реализации коррекционной работы;

• характеристика программ и технологий, используемых в соответствии с направлением коррекции;

• организация деятельности по квалифицированной коррекции в развитии детей с ОВЗ;

основные направления коррекционной работы, организация ПМП-сопровождения;

• Интегративные связи педагогов и специалистов как важная составляющая комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ;

• систематизация материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.

Условия реализации программы включают в себя: психолого-педагогическое сопровождение, программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.

Введение ФГОС ДО повлекло за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при составлении содержания коррекционной работы адаптированной образовательной программы ДОУ остались авторы: Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО еще, безусловно, будут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. «Основная образовательная программа дошкольного образования».

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. «Дети должны жить в мире красоты,.

Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида «Где гуляло солнышко» Конспект (конструкт) занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида. Тема: «Где гуляло солнышко» Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе компенсирующего вида «Путешествие в сказочный лес» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе компенсирующего вида. Тема: Путешествие в сказочный лес. Программное содержание:• Продолжать учить.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды» .

Конспект НОД в старшей группе компенсирующего вида «Каша — сила наша» Задачи: Сформировать у детей представления о завтраке как об обязательном компоненте ежедневного меню. Расширять представление детей о крупяных.

Материалы тематического контроля «Освоение педагогами основной образовательной программы ДОУ» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» ПРИКАЗ 21.10.2014г. № 218 г. Мичуринск О проведении.

Проект «Моя семья» в детском саду компенсирующего вида (для детей с ОВЗ) Проект «Моя семья» Автор: Старший воспитатель Рязанова Марина Юрьевна. МДОУ ДСКВ №8 г. Ейска МО Ейский район Друг друга храните.

Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений» Задачи: 1. Образовательные: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
Опубликовано: 24 декабря 2015 в 11:16
+311Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 148.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»
Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной...
Интересная встреча или друг из Америки
Утро пятницы наши ребята ждали с нетерпением. Воспитанников групп компенсирующей направленности № 5 и 6 пригласили в городскую библиотеку им. В. Я. Ерошенко...
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Конспект занятия по декоративной лепке "Листья танцуют и превращаются в деревья" Задачи : Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с...