Приложение МААМ

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Лиана Ряхмятуллова
Особенности патриотического воспитания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

В качестве одного из наиболее перспективных компонентов системы патриотического воспитания на в начальном звене школьного образования в современной России выступает национально-региональный компонент.

Проблема содержания национально-регионального компонента (НРК) рассмотрена в научных исследованиях Л. С. Балкаровой, А. Ю. Белогурова, Л. Л. Супруновой, B.К. Кочисова, М. М. Кардановой, О. Ю. Стреловой и др. О роли и положении национально-регионального компонента в патриотическом воспитании подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях пишут: Е. А. Батуева, М. Г. Буловинцева, А. Быков, А. Н. Вырщиков, Р. Б. Карабашева, М. Б. Кусмарцев, C.К. Колодезников, О. М. Кривошапкина, В. И. Лутовинов, Т. В. Сафонова, О. Н. Черных и др. [14].

Публикация «Особенности патриотического воспитания младших школьников» размещена в разделах

Предложенные авторские идеи многих вышеупомянутых исследователей, которые раскрывают общие пути и средства реализации национально-регионального компонента содержания образования в начальной школе, помогают уточнить и дополнить нынешние абстрактные тезисы об НРК, которые состоят в необходимости прививать интерес учащихся к национально-историческим ценностям своего народа, воспитывать на основе духовно-нравственных этнических норм, развивать и формировать умения и навыки, стремиться обеспечить учебный процесс с более результативными овладениями глубоких научных знаний с активным использованием на занятиях материалов патриотического содержания, приобщения и развития на основе народных искусств, ремесел. Целенаправленно используя национальные ценности, можно успешно решать воспитательные, социально-педагогические задачи.

Однако анализ перечисленных работ показывает, что возможности использования НРК в решении обозначенной проблемы недостаточно изучены. Для национальных школ национально-ориентированное образование не является новым аспектом. Однако решение данной задачи требует новых подходов в контексте развития в образовании и воспитании таких тенденций, как вариативность, демократизация, регионализация, гуманизация. По этому поводу доктор педагогических наук Т. В. Сафонова писала: «Национально-региональный компонент является недостаточно изученным педагогическим явлением, которое нуждается в тщательном общенаучном, педагогическом и дидактическом обосновании. Процесс его реализации в образовании является значимой педагогической проблемой»[15], что объясняет еще больший научный интерес к данной проблеме.

Национально-региональный компонент позволяет обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования, помогает лучше учитывать местные условия и ориентироваться в них, учесть конкретные возможности реализации в общеобразовательных организациях. Каждый человек обязан знать родной язык, обычаи и традиции своего народа, изучать культуру своего народа и всех народов мира, быть патриотом своей Родины

Состояние системы патриотического воспитания современных младших школьников дает возможность определить основные перспективные направления повышения эффективности воспитания чувства патриотизма у учащихся с помощью национально-регионального компонента, а именно:

1. Усиление воспитательного акцента во внеурочном раскрытии отдельных аспектов общественных и гуманитарных дисциплин путем обогащения их научно-мировоззренческого потенциала сведениями культурно-исторической, военно-патриотической, духовно-нравственной направленности; включение в их содержание портретов выдающихся общественных и политических деятелей, служащих наглядным примером высокой гражданственности и патриотизма. Воздействие такого интегрированного и конкретизированного материала на когнитивную и эмоционально-чувственную сферы личности поможет учащимся сделать самостоятельный осознанный выбор ценностно-мировоззренческих ориентиров, собственной модели поведения в гражданско-патриотической сфере.

2. Целенаправленное использование конкретного материала по национально-региональному компоненту, побуждающего учащихся к осмыслению базовых мировоззренческих проблем, касающихся смысла жизни культурного человека и смысла истории, назначения каждого человека в обществе, основных тенденций и перспектив современного общества. Такая деятельность будет способствовать развитию позитивно-критического мышления, социально-нравственных качеств личности, способной к принятию собственной жизненной позиции, готовой к выполнению своего патриотического долга гражданина России.

3. Выявление в содержании общественных и гуманитарных предметов фундаментальных мировоззренческих категорий, которые являются основополагающими в формировании патриотического сознания учащихся в целом и таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «гордость» в частности. Эмоциональное насыщение этих категорий конкретным жизненным материалом за счет привлечения личного опыта учащихся позволит педагогу в рамках внеурочной деятельности по данным направлениям создать благоприятную среду для самовоспитания, самоопределения и самореализации личности молодого человека в гражданско-патриотической среде. Необходимость введения национально-регионального компонента в программу государственных стандартов обоснована Федеральным Законом «Об Образовании в РФ». Компонентный состав государственных образовательных стандартов определяет высокий статус национально-регионального компонента.

4. Развитие и активизация многообразных форм урочной и внеурочной деятельности (поисково-краеведческая работа, участие в исследовательском проекте, выступление на научно-практической конференции и т. д.) по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с использованием национально-регионального компонента, мировоззренческого потенциала общественных и гуманитарных дисциплин.

5. Включение в содержание программ общественных дисциплин мировоззренческого материала патриотической направленности с опорой на общероссийские и национально-региональные гуманистические ценности в их единстве. Все это будет способствовать развитию у подрастающего поколения российского патриотизма и культуры межнационального общества.

6. Применение педагогических технологий, в основе которых лежат активные методы обучения (этическая беседа, учебная дискуссия, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, ролевая игра, метод примера, самоанализ, самооценка, убеждение, позволит сделать преподавание общественных и гуманитарных дисциплин практико-ориентированными,­ тем самым - более значимыми в патриотическом воспитании учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций.

7. Включение в рекомендуемые органами образования типовые учебные программы по общественным и гуманитарным дисциплинам в обязательном порядке элементов патриотического воспитания и мер по их реализации в рамках внеурочной деятельности, разработка на их основе рабочих программ и календарно-тематических планов[16].

В процессе организации образовательного процесса с применением национально-регионального компонента по патриотическому воспитанию учащихся должно иметь место широкое применение устного народного творчества: поговорок, пословиц и загадок, афоризмов и высказываний известных людей, использование различных игр, изобразительных и музыкальных средств, демонстративного и иллюстративного материала, произведений художественной литературы. Целенаправленная работа с использованием национально-регионального компонента, собранного школьниками и учителями местного материала, расширяет кругозор, прививает уверенность в способностях, устраняет формальное отношение учащихся к учебе, повышает интерес к учебным дисциплинам. И таким образом выполняется основная задача обучения.

Активное участие в различных кружках позволяет учащимся реализовать свои силы, а педагогам помогает выявить их скрытые способности. Кружковая работа должна носить исследовательский и творческий характер. Важно, когда учащийся получает готовую информацию по родному краю, экологии, культуре, географии, истории, но еще важнее, когда он участвует сам в их поиске, ищет и находит ответы на задания, которые ему предложили найти, это всегда интереснее. Например, учащимся младших классов можно дать задание составить справочники о природных ресурсах, найти малоизвестные сведения о знаменательных датах, известных людях, ветеранах, участниках военных действий, художниках, спортсменах, актерах, заслуженных учителях, врачах республики, России и др. В процессе обучения целесообразно проводить конкурсы ученических проектов, олимпиады и другие виды урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что патриотическое воспитание в современной начальной школе должно, помимо прочего, включать в себя национально-региональный компонент, поскольку только в этом случае оно будет успешным и эффективным.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Фотоотчет о проведении краеведческого лото «Мой Сахалин» в рамках патриотического воспитания школьниковФотоотчет о проведении краеведческого лото «Мой Сахалин» в рамках патриотического воспитания школьников Краеведческое лото «Мой Сахалин» 08 апреля 2022года для воспитанников ГКУ СРЦН «Надежда» в Поронайском музее прошла интересная краеведческая.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности патриотического воспитания младших школьников
Опубликовано: 23 марта 2023 в 12:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности патриотического воспитания младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Ряхмятуллова (УИ 1183645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД