МААМ-картинки

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации

Анна Павлова
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С точки зрения Эльконина Д. Б., "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе'' [24].

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта, агрессии [13].

Публикация «Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации» размещена в разделах

В результате, действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях, что свидетельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения [9].

Переживания детей могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении.

В дошкольном возрасте агрессивность может принимать в игре разный характер:

• Физическая агрессия - конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;

• Устная агрессия - крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;

• Разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;

• Непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.

Леонтьев А. Н. отмечает, что ребенок сам не может выйти из остро неблагополучной ситуации, его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются.

К возникновению качественных сдвигов в поведении ребенка, в его отношении к детям, к себе, переживания проходят длинный путь: от импульсивных, неосознанных эмоциональных реакций до осознанных, глубоких, напряженных аффективных состояний, искажающих отношение дошкольника к самому себе и в конечном итоге его общую положительную направленность.

Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера.

Конфликт между ребенком и сверстниками в старшем дошкольном возрасте принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми.

Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Коломинский Я. Л. :

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Например, высказывания: «Отдай», «Уходи», «Я буду врачом».

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. Например, «А я расскажу», «Я с вами не буду играть», «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

Например, высказывания «Я первый», «Это мое», «Я тоже хочу», а также прямые оценки своих действий и действий соперников и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д.

В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

В связи со значительным усложнением деятельности, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка старшего дошкольного возраста.

Выбор между узколичными желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, но уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т. п.

Однако усваиваемые нормы не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Более того, уже в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития.

Особенно ярко эгоистические тенденции проявляются в поведении детей с авторитарными мотивами, в частности. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить свое положение ведущего.

О конфликте в сфере межличностных отношений детей свидетельствуют отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть [14].

Выполнение только второстепенных ролей оказывается дополнительным тормозом развития инициативы его конформных партнеров, а вместе с тем и столь важного умения творчески развивать игру.

И как следствие сказанного, у ребенка может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.

Таким образом, особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации проявляются :

- в переживании детей, которые могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении;

- в различных способах воздействия на других участников игрового конфликта;

- в умение управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей.

Публикации по теме:

Особенности труда детей старшего дошкольного возраста Постановка цели: В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Помоги Пилюлькину» «ПОМОГИ ПИЛЮЛЬКИНУ» Составила Воспитатель: Плохина Ирина Олеговна Игровая обучающая ситуация (игра - путешествие) в старшей.

Конспект образовательной ситуации «Космос» для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Областной конкурс «Педагог года в дошкольном образовании – 2019» Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного.

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: • развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера; • побуждать детей изучать жизнь и быт.

Консультация «Особенности произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста» Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте, - произвольность, т. е. способность владеть.

Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Памятка «Правила поведения в конфликтной ситуации» Правила поведения в конфликтных ситуациях между педагогами и родителями: 1. Внимательно выслушайте родителей (педагогов). У каждого человека.

Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц» Любая жизнь – есть тайна, и мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь.

Игровые ситуации по изучению правил поведения детей дошкольного возраста при возникновении пожара Правила поведения детей дошкольного возраста в опасных ситуациях при возникновении ПОЖАРА! (через игровые ситуации) Составила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД