Папки-передвижки

Особенности предметно-развивающей среды детского сада

Ольга Сегреевна Лукашина
Особенности предметно-развивающей среды детского сада

Среда развития любого ребенка – это то пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. На среду развития необходимо смотреть как на фундамент, на котором закладывается всё строительство личности ребенка. Окружающая среда должна обеспечивать ребенку как физическое, так и умственное, эстетическое, нравственное развитие, т. е. разностороннее развитие и воспитание. Для полноценного и разностороннего развития ребенку необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Публикация «Особенности предметно-развивающей среды детского сада» размещена в разделах

Дадим существующие определения предметно-развивающей среды.

С. Л. Новоселова определяет среду так :

1)Среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

2)Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

3)Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (Новоселова Л. С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. /Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007).

В. А. Ясвин определяет развивающую образовательную среду, как среду, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» (Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. — М. : Смысл, 2001).

Такие исследователи, как Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Реуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина выделяют особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка.

А также в психолого-педагогической литературе (М. Я. Басов, .П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Л. С. Леонтьев,.Д. Б. Эльконин, Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец) немалое внимание уделяется изучению предметной, игровой, творческой среды.

В целом, все исследователи понимают предметно-развивающую среду, как совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, которые обеспечивают разнообразие деятельности, и которые обладают расслабляющим воздействием на психику ребенка. Это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития. Предметно-развивающая среда через свое содержание и свойства обязана создавать необходимые условия для детской творческой деятельности. Она должна служить целям физического и психического развития и совершенствования. Она должна обеспечивать зону ближайшего развития ребенка.

Это пространство в основном связывают с предметным пространством, которое отождествляют с игровой средой. Но предметно-развивающая среда - это не только окружающие социально-бытовые, общественные, материальные, но что особенно важно - духовные условия в жизни ребенка. Л. С. Выготский под игровым пространством подразумевает особую форму, и часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.

В нашей работе в понятие предметно-развивающей среды мы включаем не только предметы материального мира, но и предметы-заместители, и даже воображаемые предметы

Говоря про предметно-развивающую среду, нельзя не сказать отдельно про игрушки. Ведь игрушки и детская игра неразрывно связаны между собой. Игрушка, если можно так сказать, вдохновляет ребенка и появляются разного вида игры. А сама игра, в свою очередь, когда развивается, требует все новых игрушек. Все соглашаются с тем, что игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, она должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игр. Игрушки могут представлять абсолютно все, что имеет физическое и материальное существование - деревья и кустарники, машины и здания, небеса и океан – и самое интересное - людей.

Таким образом, вслед за Л. С. Выготским, под предметно-развивающей средой мы подразумеваем предметное пространство, связанное с игровой деятельностью и имеющее особую форму, и часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю. Это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития.

Использованная литература:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина, 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 456 с.

3. Новоселова Л. С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. /Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л. Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 2006. - 374 с

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2008. - 304 с.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе» Детская деятельность не может быть полноценной, если в группе не создана предметная среда. При её отсутствии у ребёнка исчезает стремление.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3–4 года) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3 – 4 года) Для детей третьего года жизни является свободное и большое.

Особенности организации предметно-развивающей среды в младшей группе Правильно организованная развивающая пространственно-предметная среда позволяет не только найти занятие каждому ребенку, но и учиться ребенку.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы,.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды группового помещенияОсобенности развивающей предметно-пространственной среды группового помещения Отчёт об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения. При организации развивающей предметно –пространственной.

Проект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний периодПроект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний период Проект 2 младшей группе «Зимние фантазии» Воспитатели: Кобзарь Яна Андреевна Калинова Анна Юрьевна Тип проекта: совместный, творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности предметно-развивающей среды детского сада
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 18:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД