Приложение МААМ

Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей

Ирина Сергеева
Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е организации предметно-пространственной среды.

Публикация «Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей» размещена в разделах

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. Например, зона (уголок) сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Развивающая среда наполняется игрушками в течение года (от минимального количества). Цель: обогащение игрового и коммуникативного опыта ребенка постепенно. При внесении новой игрушки ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомство детей с этой игрушкой и обучение взаимодействию с ней (СОВМЕСТНАЯ деятельность воспитателя и детей со словесным сопровождением и обыгрыванием). Должна соблюдаться логичность, последовательность расположения уголков с учетом интеграции образовательных областей.

Книжный уголок :

-Самое освещенное место в группе (около окна, или дополнительное освещение – например, бра);

-Стол с однотонной поверхностью (без рисунка, чтобы не отвлекать ещё неустойчивое внимание ребенка от книги);

-2 стула

-Полочка или выставка для книг, где 2-3 книги на виду (Менять, повторять или чередовать книги через 1-2 недели.);

-Книжки в твердом переплете, желательно звучащие книги;

-Картинки для рассматривания (выкладывать в соответствии с тематикой, планированием) для совместной деятельности воспитателя с ребенком по таким областям, как коммуникация, чтение художественной литературы, социализация и др.

Театрализованный уголок:

-На полу коврик;

-Фланелеграф;

-Ширмы;

-Различные виды театра, с которыми дети УЖЕ знакомы;

-Маски, шапки только для воспитателя (т. к. ребенок на себе не видит маску или шапку, следовательно, не может принимать на себя данную роль и обыгрывать её);

-Цветовая гамма и образ персонажей должна соответствовать реальности (волк - серый, лиса – рыжая);-

-Нагрудники, фартуки с героями (ролями).

Уголок ряженья:

-зеркало, рядом сундучок с атрибутами.

Физкультурный уголок:

-корзина с мячами

- воротики (для перешагивания)

- кегли

- разноцветные флажки,ленточки-султанчики

- легкие поролоновые шарики для метания вдаль

- большие и теннисные мячи

- мешочки с песком для упражнений на равновесие

Уголок рисования

- хохломской стол и матрешка (первые представления о народном творчестве) или рулон (кусок) обоев. Рисовальные принадлежности (выдаются).

Музыкальный уголок:

-одна звучащая игрушка (погремушка, барабан и т. д.)

Уголок экспериментирования, может быть постоянным, может быть вносным.

-Крышка для закрывания

-Фартучки

-Может быть резиновый коврик

-Лейки, ситечки; всё то, что плавает и то, что тонет

Пример: прозрачные пластиковые бутылки с водой, закрыты крышкой. Крышка внутри покрашена и при встряхивании бутылки – вода окрашивается (сюрпризный, волшебный момент).

Пособия по развитию сенсорики, мелкой моторики (пособия могут чередоваться каждые 1-2 недели, желательно сделанные руками взрослых.

-Коврики – геометрические, сюжетные;

-Юбка-коврик, фартук – различные виды шнуровок, застежек, пуговиц, молний, липучек, карманов с сюрпризом и т. д. ;

-Подушки-пирамидки (4 основных цвета, на липучках);

-Вносной дидактический стол на резинке по периметру;

-Дидактические кубики (мягкие, из решеток для раковин);

-Звучащие - шумовые игрушки (киндер-яйца на шнурке, пластиковые бутылочки и др.);

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.)

В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты

В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты : «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др.

Всё должно быть убрано в сундучки, коробки, за шторки – уголки обозначаются одним предметом (например, уголок ряженья – зеркало, рядом сундучок с атрибутами).

Цель: развитие самостоятельности, поисковой деятельности, наличие возможности для выбора.

Свободное пространство для двигательной активности (потребность в освоении и наполнении пространства игровыми ситуациями связанными с движением под руководством взрослого – народные подвижные игры, игры с машинками и конструктором и др.).

Наличие игрушек в 3-4 экземплярах (т. к. детей 3-го года жизни характерно – упрямство, соперничество, стремление к самостоятельности, капризность, конфликтность).

В адаптационный период в группе должно быть представлено 1-2 игровые ситуации (чаепитие, магазин или др., игрушки доступные и понятные детям (в соответствии с опытом детей данного возраста, с которыми всегда можно взаимодействовать. Обилие и перенасыщение развивающей среды – НЕДОПУСТИМО.

ОБЯЗАТЕЛЬНО: 4 дидактические куклы 4 основных цветов (к 3 годам вносятся куклы белого и черного цвета).

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые!

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды Презентация воспитателя I категории Шилейко Елены Валентиновны Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности. Цель: гармоничное развитие ребенка Задачи: Создать оптимальные условия для развития ребенка. Содействовать развитию сенсорной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей
Опубликовано: 25 января 2014 в 17:06
+63Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сергеева (УИ 26436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД