Лучший педагог года

Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями

Бычихина Анастасия
Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями

Бычихина Анастасия Владимировна

Аннотация. В статье раскрывается сущность представлений о взаимодействии человека и природы, рассматриваются их особенности у детей с интеллектуальными нарушениями, приводятся результаты исследования данных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 – 5 классов.

Ключевые слова: представления о взаимодействии человека и природы, дети с интеллектуальными нарушениями.

Публикация «Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Представления о взаимодействии человека и природы объединяют в себе знания, умения и ценностное отношение к взаимосвязи человека и природы. Их роль для детей весьма велика – они определяют отношение к природе, тип экологического сознания, способы, при помощи которых каждый конкретный ребенок взаимодействует с природой [Владимирова 2008].

Дети с нормативным развитием успешно овладевают полными, точными представлениями о взаимодействии человека и природы, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями процесс формирования данных представлений сопряжен с большими трудностями. Это обусловлено многочисленными особенностями в развитии их познавательной деятельности, негативно сказывающимися на овладении ими экологическими представлениями, в том числе и представлениями о взаимодействии человека и природы.

По данным С. Г. Шевченко, дети с интеллектуальными нарушениями пассивны в овладении этими преставлениями: несмотря на старания своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, они не проявляют инициативы в заботе о животных и растениях. У отдельных детей с интеллектуальными нарушениями отмечается бережное отношение к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголку природы, пришкольному участку, к личным домашним животным. Бедность и искаженность рассматриваемых представлений у этих детей часто является следствием недостаточной осведомленности о том, что можно и что нельзя делать человеку по отношению к природе [Шевченко 2005].

С. Г. Шевченко отмечает наличие у некоторых детей с интеллектуальными нарушениями потребительского отношения к природе, особенно дикой (затаптывание кустов, вырывание с корнем растений при сборе ягод и грибов, или даже жестокости (дети могут бить собак, мучить кошек, птиц, топтать дождевых червей) [Шевченко 2005]. А. Н. Косымова полагает, что бездумное и жестокое обращение с природой является результатом нравственной невоспитанности этих детей, которые часто остаются глухи к состоянию других людей, тем более, они не испытываю сочувствия, жалости к животным и растениям, не сопереживают им, не могут понять их боль и прийти на помощь [Косымова 2006].

Основную причину несформированности у детей с интеллектуальными нарушениями представлений о взаимодействии человека и природы Н. В. Лагунова видит в отсутствии знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Недостаток знаний о промышленном и сельскохозяйственном производстве приводит к непониманию физического и химического состояния окружающей природы. Дети с интеллектуальными нарушениями, проживающие в крупных городах, ограничены в непосредственном общении с природой, не имеют опыта получения положительных эмоций от взаимодействия с ней, что также отрицательно сказывается на формировании у них рассматриваемых представлений.

Н. В. Лагунова обращает внимание на связь характера представлений о взаимодействии человека и природы с эмоционально-волевой сферой детей : их поведение в природе часто импульсивно, необдуманно, характеризуется неумением сдержать эмоции при возникновении трудностей, отсутствием эмпатии по отношению к объектам природы. Это часто формирует у них негативное отношение к природе [Лагунова 2010].

Сложности формирования представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями В. Н. Синев объясняет нарушениями самосознания. Для таких детей характерно неполное самосознание, неточное восприятие себя и окружающих людей как часть природы. Недостаточностью самосознания отчасти обусловлено то, что для этих детей противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения [Синев 1977].

С целью исследования особенностей представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями было проведено исследование на базе ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в котором участвовали 20 обучающихся 4 и 5 классов в возрасте 10 – 12 лет.

Диагностический инструментарий был нацелен на исследование у детей с интеллектуальными нарушениями таких составляющих представлений о взаимодействии человека и природы, как: представления об объектах, составляющих понятие «природа»; представления об объектах живой и неживой природы и предметах, сделанных человеком; представления о животном и растительном мире; отношение к объектам природы, представления об ее охране; знания правил экологического поведения в природе.

Исследование показало, менее половины детей (40%) имеют правильное представление о том, что природа – это все объекты которые окружают человека и не сделаны его руками; 30 % детей полагают, что природой называются все живые существа; 20 % детей считают, что природой является всё, что окружает человека; 10 % детей уверены, что природа – это всё, что сделано руками человека.

15 % детей с интеллектуальными нарушениями не дифференцируют объекты неживой природы и предметы, сделанные руками человека (например, относят камень и радугу к рукотворным предметам); 20 % затрудняются в дифференцировании объектов неживой природы и рукотворных предметов; 55 % детей в состоянии определить, что относится к живой и неживой природе, а также что к ней не имеет отношения; 10 % детей сомневаются при определении объектов живой и неживой природы, не верно определяют их с помощью взрослого.

В ходе исследования было установлено, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями имеются недостаточные представления о целостности природы, о связях и зависимостях живой и неживой природы, о взаимодействии человека с природой. Их знания о взаимосвязи человека и окружающей природы скудны, экологическая воспитанность находится на низком уровне. Все дети (100 %) уверены, человек зависит от природы, однако аргументировать свое мнение могут только 25 % обучающихся: «Природа кормит человека, дает ему воду», «В природе есть вода, разные растения, которые нужны».

На зависимость природы от человека указывают 75 % детей, но обоснованные ответы дают лишь 35 % детей : «Человек охраняет природу», «Человек может навредить природе, а может ей помочь», «Человек губит природу».

65 % детей считают, что главная ценность природы для всех людей и их самих состоит в том, что она дает человеку все необходимое ему для жизни; 25 % детей полагают, что природа ценится своей красотой; 10 % детей не понимают ценности природы.

Многие дети понимают, что природа дает человеку воздух (75 %) и пищу (65 %); отдельные дети обладают знаниями о том, что от природы человек получает одежду (25 %, жильё (15 %); у 10 % детей отсутствуют знания о том, что получает от природы человек.

75 % детей уверены, что человек наносит вред природе, когда вредит растениям и насекомым; 65 % детей полагают, что вред человека окружающей природы заключается в выбрасывании мусора и различных отходов; 25 % детей отождествляют вред, приносимый природе человеком, с разведением костров; у 15 % детей отсутствуют знания о вреде, наносимом природе человеком.

У детей с интеллектуальными нарушениями выявлены неточные и фрагментарные знания об охране природы : они считают, что охранять природу значит не мусорить (85 %, не обижать животных (75 %, подкармливать птиц (35 %, не портить растения и не убивать насекомых (25 %, не разводить костры (15 %).

Несмотря на то что все дети с интеллектуальными нарушениями уверены в необходимости охраны природы, только 35 % детей пытаются аргументировать свое мнение («Нужно охранять природу, потому что люди много мусорят», «Природа умирает от мусора и пожаров», «Потому, что грязный воздух и вода»). 85 % детей считают, что окружающую природу нужно охранять для нас самих и окружающих людей. 65 % детей указывают на необходимость охраны природы от людей, которые ей вредят; 50 % детей отмечают, что окружающая природа нуждается в защите от мусора и грязи; 15 % детей предполагают, что природа нуждается в защите от вредных насекомых; 25 % детей не обладают знаниями о том, от чего следует, в первую очередь, защищать природу.

Представления о состоянии природы региона своего проживания также сформированы не в полной мере: 65 % детей считают, что состояние окружающей среды в их местности хорошее; 25 % детей оценивают его как неблагоприятное (плохое); 15 % детей не задумывается о состоянии природы той местности, в которой они живут.

Основными правилами поведения человека в природе дети с интеллектуальными нарушениями считают : не обижать животных (75 %, не мусорить (65 %, подкармливать птиц, не убивать насекомых, (35 %, не разорять гнезда, не разводить костры, не ломать ветки (25 %, при этом у 15 % детей не сформированы знания о правилах поведения человека в окружающей природе.

По мнению детей, они сами для охраны природы могут кормить птиц зимой (50 %, помогать бездомным животным (35 %, не мусорить (75 %, бережно относится к растениям (25 %).

Большинство детей с интеллектуальными нарушениями слабо знает экологического поведения в природе : только 15 % из них аргументировано оценивают предложенные экологические ситуации; 45 % детей при оценке экологических ситуаций нуждаются в помощи взрослого и дают избирательное обоснование; 30 % детей при оценивании экологических ситуаций допускают ошибки и не в состоянии обосновать свою точку зрения даже с помощью взрослого; у 10 % детей не сформированы знания правил поведения в природе.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило сведения, полученные из теоретических источников, о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями представления о взаимодействии человека и природы часто оказываются нарушенными, что проявляется в недостатке соответствующих знаний, в отсутствии чувств, эмоций по отношению к природе, в незрелости мотивационно-потребностной сферы, в несформированности природоохранных способов поведения.

Литература

1. Владимирова С. В. Сущность и содержание формирования экологических представлений // Вестник Югорского государственного университета. 2008. Выпуск 4 (11). С. 12 – 15.

2. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 28 – 32.

3. Лагунова Н. В. Теоретические аспекты проблемы экологической деятельности школьников с нарушением интеллекта // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2010. №1 – 2(5). C. 23 – 30.

4. Синев В. Н., Стожок Л. С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. Киев: Радянська школа, 1977. 86 с.

5. Шевченко С. Г. Экологическое просвещение школьников с проблемами в развитии. М. : Знание, 2005. 95 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии Придя работать учителем - дефектологом, я столкнулась с тем, что методологическая база по вопросу обучения детей с тяжелыми и множественными.

Формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями Воспитатель: Островская В. П. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными.

Консультация «Использование объектов природы в развитии пространственного ориентирования детей с нарушениями зрения» Для детей с нарушениями зрения, у которых нарушен прием и переработка зрительной информации, важными условиями являются условия проведения.

Использование педагогических технологий — путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями Одна из основополагающих задач коррекционной педагогики – успешная социализация детей и интеграция в современное общество. При работе с.

Конспект мастер-класса «Игры с сенсорными мешочками» для родителей детей с интеллектуальными нарушениямиКонспект мастер-класса «Игры с сенсорными мешочками» для родителей детей с интеллектуальными нарушениями Конспект мастер-класса «Игры с сенсорными мешочками» для родителей детей с интеллект. Нарушениями с отработкой на практике Цель: дать практические.

Конспект урока «Части тела» по предмету «Человек» для детей с интеллектуальными нарушениями Цель: формирование представлений о теле человека Задачи: Образовательные: -формирование понятия «тело» человека и представлений о теле;.

«Гигиена тела человека». Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе школы VIII вида .

Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта 1.2 Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают.

Урок письма в 4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме «Восклицательный знак в конце предложения»Урок письма в 4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме «Восклицательный знак в конце предложения» Цели: 1. Учиться употреблять в устной и письменной речи восклицательные предложения. Учиться выразительному чтению восклицательных предложений.

Урок для учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями со сложным дефектом «Путешествие по стране ПДД» «Путешествие по стране правил дорожного движения». Цель: обучение учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями со сложным дефектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 14 октября 2019 в 12:52
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД