Папки-передвижки

Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации

Кайшева Виктория
Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.

Мнемоника (мнемотехника) — отличное решение для педагогов, для детей, для родителей и для любого человека расширить свой кругозор и научится развивать свои память и внимание.

Публикация «Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации» размещена в разделах

В детском саду мнемотехника используется для формирования у детей навыков запоминания любой информации, развития памяти.

Память – когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и к сожалению, забывания информации.

Память делят на основные виды: непроизвольная и произвольная. Непроизвольная память - это впечатления, которые мы можем запомнить без каких-либо усилий. И произвольная, которая подключает волевой компонент. У детей непроизвольная память развита хорошо, а вот с произвольной памятью есть проблемы, потому что она требует волевых усилий. Вся мнемотехника построена на принципе вспоминания, которые ассоциируются с разными областями жизни и могут быть запечатлены. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте. Что в дальнейшем сказывается на учебе и соответственно в формировании личности. Существует у человека врожденная способность к запоминанию, она обусловлена природой и в том числе пластичностью мозговой ткани это как раз механическая, непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов усвоения информации.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стих или рассказ эмоционально раскрашен, то он запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, очень быстро откладывается в его голове и на долгий срок. Уже с 4 лет ребенок может подключать к запоминанию волевой компонент и здесь уже можно начинать развитие произвольной памяти, потому что возникает самоконтроль, постепенно ребенок начинает сам запоминать информацию, которая пригодится в будущем. У подрастающего ребенка уже формируется свой личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. И конечно же дети с удовольствием делятся этим опытом с родителями, с другими детьми. Непроизвольная память развивается в процессе наблюдения за живой природой и конечно желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная память быстрее формируется, если часто побуждать ребенка воспроизводить какой-либо накопленный опыт (учить стихи, пересказывать рассказы). У детей до 7 лет произвольное запоминание зависит от следующих факторов:

Содержание предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;

Процесс обучения: должна быть определена логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;

Мотивация: необходимо заинтересовать, объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;

Контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Занятия по мнемотехнике лучше начинать с игр для рук. Например: игра ладушки, когда дети в парах хлопают по ладоням друг друга. Для детей постарше можно применить игру «Бык Коза» когда пальцами одной руки показывают быка, другой козу. Эти упражнения способствуют концентрации внимания, мозг готовится к восприятию информации.

У детей очень хорошо развита ассоциативная память. Они всегда с удовольствием играют в игры-ассоциации.

Ребенку показывают мяч и просят описать его. Какой он? (прыгучий, большой, разноцветный). Это упражнение достаточно легкое, но оно помогает формировать ассоциативные связи, т. е. мяч – круглый; мяч – прыгучий; круглый, прыгучий – мяч. Можно повторять это упражнение с различными предметами, которые ребенок может встречать везде. Что вижу, то и описываю. Такая игра хорошо развивает наблюдательность.

Упражнение для развития ассоциативного запоминания.

Нарисовано дерево, ваза и мухомор. Просим ребенка придумать небылицу со словами дерево – ваза – мухомор. На дереве выросла ваза, в вазу посадили мухомор.

Ниже представлены игры, которые способствуют развитию ассоциативного запоминания.

Игры на развитие внимания и памяти

Игра «Фотоаппарат»

Предлагаем детям побыть фотоаппаратами, показываем ненадолго картинку и дети должны по памяти описать ее.

Игра «Найди различия», «Чего не хватает», «Что изменилось?»

Ведущий просит одного ребенка подойти к нему, остальные ребята запоминают внешний облик ребенка. Потом ведущий выводит за дверь ребенка, меняет в облике какую-нибудь деталь (рубашку выпустить или волосы распустить) после чего ребенок возвращается к своей группе, и дети должны угадать что изменилось.

Игра «Я знаю пять…» развивает способность к обобщению, синтезу и учит думать и говорить достаточно быстро.

Игры на развитие пространственных отношений.

Игра «Сравнение предметов» развивает пространственные отношения между предметами. Ребенок должен рассказать, что общего у предметов, чем они отличаются. Например, на картинках нарисованы три одинаковых медведя разных размеров (большой, средний, маленький).

Игра «Кукловод» Ребенку завязывают глаза, держат за плечи и говорят сколько шагов и в какую сторону он должен сделать. Например, три шага вперед, два шага влево, один шаг назад.

Игра «Графический диктант» Ребенок рисует по клеточкам в направлении, заданном воспитателем. Например, рисуем две клеточки влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, четыре вниз и т. д. в итоге дети видят получившийся рисунок.

Технология мнемотехники помогает в дальнейшей учебе детей в школе и во взрослой жизни. Дети, которые учили стихи, рассказы с помощью мнемотаблиц, в дальнейшем уже сами могут выстроить ассоциативный ряд при запоминании какой-либо информации.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год»Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год» ЧАСНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №167 ОАО «РЖД» «СКАЗКА» "Мягкая книга" – развивающее пособие для применения в.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессеФотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессе Взаимодействие с родителями одно из приоритетных направлений работы в ДОУ, а так же является важнейшим фактором всестороннего развития ребёнка.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 15:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации» (включая файлы) размещена пользователем Кайшева Виктория (УИ 58020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД