Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до

Алла Французова
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности.

Для определения содержания профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, проведем анализ понятий, выделенных исследователями. Профессиональная компетентность – это:

круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен, полностью отвечающий требованиям данного производства, данной области деятельности (С. И. Ожегов);

способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д. С. Савельев);

сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А. П. Акимов);

интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально – нравственную позицию личности (А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков);

формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. С. Гершунский).

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность – это сумма полученных знаний, накопленного опыта и сформированных навыков, позволяющих человеку (педагогу) быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

Для уточнения содержания профессиональной компетентности воспитателя проанализируем документ «Профессиональный стандарт педагога», в котором перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на в дошкольном образовательном учреждении. Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:

знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;

уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;

участвовать в создании психологически безопасной, современной и комфортной образовательной, развивающей среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;

владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Перечисленные знания и умения педагога позволяют сделать вывод, что профессиональная компетентность воспитателя это - способность эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально – ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

Мы можем предположить, что повышению профессиональной компетентности воспитателя в условиях ФГОС ДО может способствовать методическая работа, в которую погружается каждый педагог. Одной из форм такой работы является педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы образовательной работы с детьми, внедрение в работу коллектива новых современных технологий, достижений в науке и педагогической практике. Одна из эффективных форм общения педагогов конференция – позволяет поставить всех воспитателей в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Самой эффективной формой методической работы остаются семинары, семинары – практикумы и мастер –классы на которых совершенствуются умения педагогов, происходит обмен накопленным педагогическим опытом.

Погружение педагогов в методическую работу, постоянный поиск эффективных и современных технологий, поможет обеспечить повышение профессиональной компетентности воспитателя, так как закрепляет самостоятельно полученные в практической или аналитической работе знания, сформирует необходимые для профессиональной деятельности знания и умения.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС до «Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями Педагоги.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие.

Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 34 г. Владивостока» Инновационные.

Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития.

Православный компонент в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Детство-это целая жизнь. Ребенок-это не маленький человек, не будущий человек, а человек. Детство-время любви. Счастливым оно воспринимается.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ФИО Блудова Елена Алексеевна Место работы:___МДОУ №12 «Берёзка», Кочубеевский район, с. Кочубеевское Название.

Статья «Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. В условиях.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в условиях реализации ФГОС  В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 06:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса «Доброе слово, что ясный день»
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса по теме: «Доброе слово – что ясный день ». [/b] Цели и задачи: • расширить знания школьников о...
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...