Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Надежда Стегнина
Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Н. С. Стегнина,

учитель-логопед, социальный педагог

МБДОУ д/с №57 г. Белгорода

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профилактики нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста, что способствует предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сензитивных периодов становления высших психических функций.

Ключевые слова: профилактика, речевое развитие, основные направления работы.

Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР, что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше [4].

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, важным средством профилактики нарушений звукопроизношения, считает М. Я. Добря [4], служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности. Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста М. Я.Добря были предложены игры и упражнения направленные на: 1) развитие мелкой моторики пальцев рук; 2) развитие слухового внимания, восприятия; 3) развитие просодической стороны речи; 4) развитие артикуляционного аппарата; 5) уточнение звука или его вызывание по подражанию[4,2,6,7].

Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний, отмечает Л. Г. Парамонова, строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений [8]. Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрастескладывается в основном из таких двух моментов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов;

2) забота o правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий [8].

Другими авторами разработана, научно обоснована и апробирована методика коррекционно-предупредительного воздействия в условиях дошкольных образовательных учреждений (логопедический пункт, группы кратковременного пребывания, которая позволяет нормализовать ход речевого развития и предупредить возникновение выраженных проявлений речевых патологий.Составляющими этой методики являются следующие блоки: клинико-логопедический (коррекция моторных предпосылок артикуляции и слухового речевого гнозиса, музыкально-логопедический (коррекция интонационно-ритмических процессов, социально-педагогический (развитие когнитивной, эмоциональной сфер) [9].

Работая над развитием речи детей раннего возраста, мы воздействуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде [3]. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи [3]. Формирование начальных этапов речевого развития находится в зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков, особенностей социального окружения, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста

Громовой О. Е. [3] представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста. Все занятия по развитиюречи ребенка разделены на несколько основных этапов: подготовительный этап и три этапа основного цикла.

Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней. Автором приводятся основные показатели развития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста: уровень слухового и зрительного внимания;

уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками; наличие жестово-мимических средств коммуникации; самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий [3]. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возрастаосвящены многими авторами: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, О. Е. Громовой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой, Т. Б. Филичевой и др. [1].

В связи с тем, что профилактика речевых нарушений предполагает комплексный подход, исследователи выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, развитие речевого дыхания, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, развитие просодической стороны речи, формирование фонематического слуха, развитие нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, совершенствование лексико-грамматических компонентов речевой системы, развитие высших психических функции [3].

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста [1].

1.Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания [5,8].

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).

2. Развитиевысших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов,близких по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Работа по развитиюфонематического слуха проводится в два этапа: развитие слухового внимания - узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки; игры, направленные на восприятие ритма. Развитие фонематического восприятия. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает», [1]. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

6. Речевое дыхание. Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевогодыхания и их влияние на речь: ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая. Нарушение речевогодыхания может быть как следствие: аденоидных разрастаний, общей физической ослабленности.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время следует уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь («Эхо», «Телефон»). Произнесение стихотворений с изменением силы голоса. Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

7. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек, [1].

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах. Таким образом, можно сказать, что сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровцова, Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста/ Л. Ф. Козодаева// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2015. - № 1-С. 111-120.

2. Волкова, О. А. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /О. А. Волкова//Дошкольник РФ. -2013.-Режим доступа: http://www. doshkolnik@list.ru, свободный.

3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона/О. Е. Громова// Логопед. - 2004 - №1.

4. Добря, М. Я. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития/ М. Я. Добря, К. Г. Сапрыгина//Молодой ученый. -2016. -№30. -С. 134-154.

5. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М. Кольцова, М. С. Разина —Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

6. Леонова, О. А. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников/ О. А. Леонова// Логопед. -2016. -№1-С. 80-85.

7. Мальцева, В. А. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/В. А. Мальцева//Дошкольное образование. -2015.-Режим доступа: nsportal.ru.

8. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех/Л. Г. Парамонова. - М.: АСТ, 2002. – 336 с.

9. Шереметьева, Е. В. Предупреждение речевого развития у детей раннего возраста:Автореф. дис. кан. пед. наук. – М., 2007. – 44 с.

Публикации по теме:

Особенности речевого развития детей раннего возраста Симонова О. В. воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка» город Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: данная статья предназначена.

Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в детском саду «Особенности работы группы кратковременного пребывания в детском саду» В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается,.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» Особенности речевого развития детей раннего возраста[/b]Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Построение развивающей среды в группе для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребыванияПостроение развивающей среды в группе для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребывания Построение развивающей среды в группе для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребывания. Автор Большанина Галина.

Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста. В то время, когда ребенок находится в возрасте.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь родителей.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания
Опубликовано: 29 октября 2018 в 10:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки