Лучший педагог года

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Трещалина Наталья Геннадьевна
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом.

Агрессию как форму поведения можно встретить у многих детей в старшем дошкольном возрасте в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Изучение особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста может способствовать разработке программы мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка в данном возрасте.

Публикация «Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В психологии и педагогике накоплено значительное количество исследований агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс и др.). Ученые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению [2, с. 495].

Причины возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста обусловлены : особенностями семейного воспитания (отвержением, гиперопекой, насилием в семье, демонстрацией родителями агрессивного отношения к окружающим); стрессами в социальном окружении; индивидуальными особенностями ребёнка (впечатлительностью, восприимчивостью, ведущими к возникновению страхов и тревожности); фрустрацией базовых потребностей ребёнка; завышенной самооценкой; различными заболеваниями и т. д. [3, с. 101].

Основными формами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста являются [1, с. 258] :

1. Физическая агрессия – агрессия с причинением материального вреда объекту злости. Виды физической агрессии :

- Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Например, ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок другого сверстника.

- Прямая физическая агрессия – это непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представлена угрозами и запугиванием (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - непосредственным физическим нападением (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, и пр.).

2. Вербальная агрессия - вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Виды вербальной агрессии :

- Вербальная прямая агрессия – это оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии : дразнилки: («Ябеда – корябеда»); оскорбления («Урод», «Дебил»).

- Вербальная косвенная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Не мешай»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню, выброшу твою игрушку», и пр.).

3. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата. Например, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

4. Враждебная агрессия проявляется в :

- Обиде – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

- Подозрительности – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

5. Аутоагрессиянаправленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать в основном в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение применяется в качестве средства достижения конкретной цели. Максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются [2, с. 497].

Таким образом, агрессия детей старшего дошкольного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами. Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.

Агрессивное поведение старших дошкольников требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте Тема: «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Использование дидактическо-экологических игр в старшем дошкольном возрасте муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области» «Использование дидактическо.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее.

Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым,.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Содержание уголков экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Задачи: • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 марта 2018 в 12:22
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД