Папки-передвижки

Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста

Каюмова Анна Михайловна
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста

Поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования: перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает произвольность психических процессов, складываются начальные формы учебной деятельности. Все эти преобразования подчинены общей логике и в совокупности определяют становление нового уровня психической регуляции деятельности. Остановимся подробнее на особенностях психического развития детей 6 – 7- летнего возраста.

Публикация «Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста» размещена в разделах

В настоящее время остается недостаточно изученной социальная ситуация развития в 6-7 -летнем возрасте, особенно со стороны ее субъективного переживания самим ребенком. В исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников показано, что в этот период у детей складывается ориентация на школу и учебу (внутренняя позиция школьника, отражающая отношение взрослых к ребенку как школьнику уже или в ближайшем будущем. По-видимому, этой ориентацией и представлен субъективный аспект социальной ситуации развития. Важно отметить, что внутренняя позиция школьника складывается еще до начала школьного обучения. Это опережающее представление, обязанное своим происхождением той работе по подготовке ребенка к школе, которая сознательно или стихийно проводится в детском саду и в семье.

Анализ тех ожиданий и требований, которые предъявляются ребенку взрослыми, показывает, что главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома, но и с посторонними взрослыми людьми. Изучение внутренней позиции ребенка свидетельствует о том, что ее становление на протяжении 7 -го года жизни преимущественно состоит во все более адекватном отражении объективных особенностей социальной ситуации развития. (Т. А. Нежнова)

Необходимо отметить, что психологическим содержанием перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности. Игра - ведущая деятельность дошкольника - уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возраста (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка).

Д. Б. Эльконин предположил, что промежуточным звеном межу ролевым и знаково-символическим опосредованием может стать условно-динамическая позиция, принимая которую ребенок изменяет отношение к задаче, начинает подходить к ней как бы с точки зрения другого участника ситуации. От игровой роли условно-динамическая позиция отличается своей приуроченностью к решаемой задаче. Объединяет их то, что в обоих случаях ребенок «перевоплощается» в другого человека.

Особый интерес среди ученых (В. А. Недоспасовой, Е. В. Филипповой, А. Л. Венгером, Е. А. Бугрименко) приобретает изучение условно-динамической позиции, которая становится средством, обеспечивающим интериоризацию - переход совместного действия в индивидуальное. Л. С. Выготский рассматривал интериоризацию как общий механизм формирования высших (т. е. осознанных и произвольных) психических функций : логического мышления, произвольного внимания, смысловой памяти. Условно-динамическая позиция способствует протеканию другой стороны этого процесса: принимая точку зрения своего партнера по выполнению действия, ребенок, согласно предположению, сможет «присвоить» это действие (ранее доступное ему лишь в сотрудничестве). Следовательно, использование условно-динамической позиции в обучении должно помочь направленно формировать психологические новообразования, характерные для периода перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Условие такого формирования - приобретенная в игровой деятельности способность ребенка к принятию и удержанию позиции другого человека.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ситуация развития ребёнка 6 – 7 лет усложняется и дифференцируется, ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром, он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Выделяется новая сфера социальных контактов ребёнка - его отношения со сверстниками, которые связаны с коллективным характером обучения.

В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца было установлено, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению.

Данная сторона вопроса является весьма важной, так как новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов ребенка. Д. Б. Элькониным психические процессы были сгруппированы по двум основным сферам деятельности. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми (развитие мотивационных и аффективных процессов, становление самооценки, а операционально-техническая - его отношениями с предметным миром (развитие символической функции).

В исследованиях Е. З. Басиной, М. Р. Гинзбурга было установлено, что на 7-м году жизни начинает складываться обобщенная самооценка, а у некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий, ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.

Согласно Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи.

Существенное значение по мнению А. Л. Венгера имеет появление к 6 годам высокого уровня развития наглядно - образного мышления у детей, в частности способности к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового - сознательного - отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.

Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника, в формировании образа «Я», опосредующего отношение ребенка к самому себе. Bнеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). (Л. С. Выготский, 1984, т. 4)

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7-ми лет. Источник этих преобразований - изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности психического развития детей 2–3 лет» На третьем году жизни ребёнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка.

Особенности детей 4–5-летнего возраста Психология ребенка 4 5 лет — советы родителям o правильном подходе к воспитанию. Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью.

Презентация «Особенности проявлений у детей с задержкой психического развития» .

Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.

Особенности речевого развития при задержке психического развития Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81» Воспитатель: Коншина А. Н. Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 летнего возраста» К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь активно развиваются и.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста
Опубликовано: 5 октября 2018 в 09:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД