Наталья Колпакова
Особенности психологического консультирования детей и подростков
Диагностическое интервью как техника консультирования детей. Основные приемы, применяемые в детском консультировании.
Диагностическое интервью должно состоять из сочетания игры и беседы. Манипулирование детской игрой соответственно некоторым заученным структурированным процедурам интервью, вероятно, подавит спонтанность ребенка. С другой стороны, одно только пассивное наблюдение игры ребенка без оценки его некоторых словесных ассоциаций не позволит исследователю понять, каково особенное значение детской активности.
Публикация «Особенности психологического консультирования детей и подростков» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Применяют активный разговорный метод интервью в кабинете, оборудованном под игровую комнату. Дети младше 10—11 лет чувствуют себя уютнее и продуктивнее работают, когда используют игровые материалы, а старшие дети с готовностью реагируют на разговорный метод обследования. Однако даже некоторые 14—15-летние подростки спонтанно используют игрушки, обычно в качестве инструмента для снижения эмоционального напряжения. С другой стороны, некоторые 6—7-летние дети не способны использовать игровой материал, но могут участвовать в прямом разговоре о себе и значительных событиях или людях в их жизни.
Детей не следует принуждать делать что-то или заставлять играть. Если они кажутся заинтересованными, им можно сказать, что они могут использовать любые предметы в комнате. Если они играют спонтанно, то им можно время от времени задавать вопросы, чтобы прояснить их действия и мысли. Если они кажутся удовлетворенными, когда говорят, то следует позволить им беседовать. Если у них прогрессирует тревожное состояние в процессе обследования, их следует вывести погулять или предложить поиграть.
Во время диагностического интервью обращаться к ребенку нужно только по имени. Вопросы, которые задаются ребенку, бывают трех видов:
прямые, непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: "Ты любишь сливы?"; косвенные, снижающие опасность внушения, например: "Как ты поступишь, если на столе стоит ваза со сливами?"; проективные, сочетающиеся с идентифицированием ребенком себя с группой или каким – то лицом, например: "Дети любят сливы?".
Технология консультирования подростков и старшеклассников. Основные приемы, применяемые в подростковом консультировании.
Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации :
установление контакта с подростком;
запрос подростка : описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
В работе с подростками можно использовать проективные методики (например, “семья животных”, беседу, опросники.