Лучший педагог года

Особенности психологического консультирования детей и подростков

Наталья Колпакова
Особенности психологического консультирования детей и подростков

Диагностическое интервью как техника консультирования детей. Основные приемы, применяемые в детском консультировании.

Диагностическое интервью должно состоять из сочетания игры и беседы. Манипулирование детской игрой соответственно некото­рым заученным структурированным процедурам интервью, вероят­но, подавит спонтанность ребенка. С другой стороны, одно только пассивное наблюдение игры ребенка без оценки его некоторых словесных ассоциаций не позволит исследователю понять, каково особенное значение детской активности.

Публикация «Особенности психологического консультирования детей и подростков» размещена в разделах

Применяют активный разговорный метод интервью в кабине­те, оборудованном под игровую комнату. Дети младше 10—11 лет чувствуют себя уютнее и продуктивнее работают, когда ис­пользуют игровые материалы, а старшие дети с готовностью реаги­руют на разговорный метод обследования. Однако даже некоторые 14—15-летние подростки спонтанно используют игрушки, обычно в качестве инструмента для снижения эмоционального напряжения. С другой стороны, некоторые 6—7-летние дети не способны ис­пользовать игровой материал, но могут участвовать в прямом раз­говоре о себе и значительных событиях или людях в их жизни.

Детей не следует принуждать делать что-то или заставлять иг­рать. Если они кажутся заинтересованными, им можно сказать, что они могут использовать любые предметы в комнате. Если они играют спонтанно, то им можно время от времени задавать вопро­сы, чтобы прояснить их действия и мысли. Если они кажутся удов­летворенными, когда говорят, то следует позволить им беседовать. Если у них прогрессирует тревожное состояние в процессе обследо­вания, их следует вывести погулять или предложить поиграть.

Во время диагностического интервью обращаться к ребенку нужно только по имени. Вопросы, которые задаются ребенку, бывают трех видов:

прямые, непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: "Ты любишь сливы?"; косвенные, снижающие опасность внушения, например: "Как ты поступишь, если на столе стоит ваза со сливами?"; проективные, сочетающиеся с идентифицированием ребенком себя с группой или каким – то лицом, например: "Дети любят сливы?".

Технология консультирования подростков и старшеклассников. Основные приемы, применяемые в подростковом консультировании.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации :

установление контакта с подростком;

запрос подростка : описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

В работе с подростками можно использовать проективные методики (например, “семья животных”, беседу, опросники.

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Занятие по формированию благоприятного социально-психологического климата у детей 6 лет Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 6 лет Цель: развитие умения у детей принимать друг друга;.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологического консультирования детей и подростков
Опубликовано: 9 июня 2025 в 06:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психологического консультирования детей и подростков» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Колпакова (УИ 3496616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 июня 2025 пятница
Всероссийский день поля
В рамках праздника проходят сельскохозяйственные мероприятия в регионах (фестиваль томатов в Ставропольском крае)
21 июня 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных