Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми

Ольга Светлолобова
Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми

В настоящее время активно развивается теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуальных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.

В системе порождения речевого высказывания могут нарушаться одно или несколько звеньев, а иногда несформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Р, И. Лалаевой и др.

По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речи слухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

В процессе анализа особенностей речи можно выделить приоритетные направления в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью :

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;

- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников;

- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).

Логопедическая работа, в свою очередь, должна носить системный характер, охватывая все направления коррекционного воздействия:

- развитие сенсорного восприятия;

- развитие невербальной коммуникации;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие функций голоса и дыхания;

- развитие просодики;

-развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Значительное место в работе логопеда занимает развитие коммуникативной функции речи, т. к. она является базовой предпосылкой для вербального, т. е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях:

Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно - личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый - злой, грустный -веселый) и узнавать их в графическом изображении.

Развитие делового общения предусматривается через:

- формирование интереса к предметно - игровой деятельности;

- выполнение действий с предметами;

- называние действий и качественных характеристик предметов;

- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Развитие речевого общения проводится через:

- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи;

- формирование речевого подражания;

- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи;

- формирование форм высказываний (обращение - побуждение, просьба, обращение - сообщение, обращение - вопрос);

- развитие диалогической речи.

В заключение, можно сказать, что логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 05:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды (водных ресурсов)

Праздник этот начали отмечать в 1993 году, после принятия соответствующего решения Генеральной Ассамблеей ООН. По замыслу создателей празднования, этот день должен стать напоминанием для всех людей об...

22 марта. День сороки на МААМ

 Сегодня мы отмечаем старинный народный праздник, который специально приурочен ко дню весеннего равноденствия. В разных регионах нашей страны его называли по-разному: «Сороки», «Жаворонки» или  «Кулики»....


Горячие темочки